"Drei kameraden" Эрих Мария Ремарк

"Три товарища".

...я раньше не читал. И слава Богу, честно говоря, поскольку Ремарк пишет не для детей. Да и вообще никто не пишет для детей из тех, кем нас потчуют в школах, готовя к выставлению крестиков на таблице ЕГЭ. Несчастные детские мозги, с удовольствием воспринявшие бы Крапивина, вынуждены травиться Достоевским. Разумеется, ничего они не понимают, проблемы князя Мышкина кажутся им надуманными, где "чёрное", а куда "белое" - им в их возрасте ясно без статьи Гончарова "Мульюн тирзаньеф".
В результате самые упрямые читают вне школьной программы, а самые слабые духом по факту не читают ничего (я таким образом учил наизусть тексты на инглише - тупо зазубривал последовательность звуков).

Дрянь и мерзость.
С тем же успехом можно требовать от ребёнка, чтобы он пил водку.
СУКИ БЛЯДИ УРОДЫ. Водка не для детей, ёб вашу мать. Она полезна взрослым состоявшимся личностям, которые к определённому возрасту начали понимать, что их хвалёная состоятельность не стоит нихуя, а детям она вредна, ХУЛИ ТУТ НЕЯСНОГО?
Травят ребёнка крепким спиртным, мрази.

А герои "Трёх товарищей", надо сказать, представители странного современному российскому человеку общества. Денег у них нет: в послевоенной Германии - безработица. Ещё чуть-чуть - и самая интеллигентная и образованная нация с распростёртыми объятьями воспримет целиком лживую и надуманную идеологию, назначающую виноватым в твоих проблемах весь мир, а тебя ставящую в непогрешимое положение сверхчеловека: национал-социализм - вот насколько ни у кого нет денег.
Тем не менее, чуть ли не каждый вечер герои посещают кабаки и рестораны. И там бухают просто адово. Современный русский бы такими темпами спустил всю зарплату за неделю.
Из этого можно сделать вывод о тотальной в тех временах дешевизне спиртного, ага.

Есть в романе роль второго плана - человек, которого так и не отпустила война. Он просто рад, что жив, и каждый вечер отмечает это событие. Больше ничего.
Но главные герои сумели победить войну в себе и продолжить жить.

Вы заметили? - сейчас потихоньку пошла на убыль мода орать: "Я был в ЧИЧЕ! А ты НИКТО!" - а ведь не прошло и трёх лет с тех пор, как везде - и на улице, и в кино, и в книгах - мы наталкивались на этот типаж. Одним простым фактом: "был в ЧИЧЕ" - авторы залепляли дыру на заднице своих произведений, ошибочно полагая, что его - этого факта - достаточно для заявки "сложного характера главного героя", для любого ОБВМ, для оправдания каких угодно особенностей поведения и так далее.
Каждый приличный главный герой воевал в ЧИЧЕ, сидел на зоне и воспитывает маленькую слепую девочку.

Я знаю двух ветеранов войны. Деда и Ульфа. Первый выжил в мясорубке Второй Мировой, второй служил в разведке в Чечне. По-настоящему сложные и глубокие характеры, нахрапом не разберёшься. Ни слова ни от того, ни от другого о том, где он был. Потому что живые и сильные.
Если с ними случалась беда - им сочувствовали.

Главгероям а-ля "Я БЫЛ В ЧИЧЕ!" не сочувствуешь, они картонные. Равно как и живым людям, которые так себя ведут.

Ремарк воевал и с тех пор обеими руками за мир.
И книга не про войну.
Книга - про то, как легко справиться со всеми бедами на свете, если ещё не потерял главное: товарищей и любимых.
Про то, как ты их теряешь.
И про то, что нет инструкции, что делать и как быть, и как жить, когда (не "если", а "когда" (!)) это происходит. Книга обрывается однажды утром. Когда... когда. Мда.

Ремарочка (хи-хи)
Литературный приём, что используют в блогах тупорылые пёзды - поток назывных предложений - у Ремарка в этом романе встречается на последней странице. И выглядит органично и уместно, поскольку до него была целая жизнь.
"Свет. Непереносимо яркий свет. И люди. И врач. Я медленно разжал пальцы. Её рука упала. И кровь. И её лицо, искажённое удушьем. Полные муки, остекленевшие глаза".

Узнаёте?

"Стекло. И капли дождя. Кофе. Сигареты. Три пачки сигарет. Нескончаемая ночь. И слёзы. Горечь слёз. Боль в сердце. Запертая дверь. Жестокий мир".

Ыыыы :))) Случайным выбором ткните пользовательницу "фкантактика" в любом бабском паблике а-ля "Меня легко найти, невозможно потерять и хочется забыть", не позже пятой попытки наткнётесь на подобный текст.

А Ремарк им пользовался, когда это ещё не стало мейнстримом. И вышло хорошо. Нужно четыреста страниц тонко, мудро и умело беседовать с читателем, нужно стать его другом, чтобы иметь право рассчитывать на понимание с его стороны, когда речь вдруг становится рваной и телеграфной.
Конец ремарочки.

Знаете... вы прочтите. Книга для мужской аудитории.
Три товарища на самом деле - это ты, Ремарк и его роман.

Внимание! Возьмите с собой в путешествие бутылку крепкого (пиво не годится) спиртного. Коньяк, ром, виски... Когда будете читать, вам захочется выпить. Гарантирую.

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон