Музыка как метод создания ролевой игры


Опыт полевой волшебно-сказочной РИ «Кузнец, Огонь и Песня»
(22-25 июля 2010 года, Новосибирск)

Конечно, «Кузнец» не музыкой единой создавался, тут все было в комплексе: это первая и притом успешно состоявшаяся экспериментальная игра, созданная по системе САТОРИ. Игра дала много материала, будет цикл статей и эта, первая - о миро- и игрообразующей сути музыки, примененной как одна из основ при создании РИ и как метод, позволяющий включиться в это созидание большому числу игроков.

Пролог

Мы, как мастера, более всего ценим в РИ настоящее - ощущение истинности, непритворности и подлинности существования. Поэтому «Кузнец» должен был стать по-настоящему волшебно-сказочной игрой. Но как немодельно воплотить на игре волшебство, как неотъемлемую часть мира? Чем рисовать картины, являющие собой волшебство здесь и сейчас, погружающие во вторичную реальность быстро, многих и разных людей – до игры и на игре, в присутствии мастеров и без них? Словами? Это почти нереально. А каковы будут принципы магии и как она будет действовать в игре? Нам было нужно найти универсальное реальное магическое средство и мы нашли его. Музыка!

Об этом можно говорить долго и лирично. Однако читателям интереснее узнать, как это было сделано, о чем я и постараюсь рассказать.

Музыкально-песенные вставки

Что главное в сайте игры? Обычно это тексты. Мы рассказываем, создавая мир игры по законам литературы. Однако мир всегда больше того, что мы о нем успеваем, да и просто по таланту своему способны написать… Но музыка – это мощное средство порождения живых образов! И вот к каждому значимому тексту, образуя с ним единое целое, подбирается музыкальная вставка. Она дописывает историю, рисует картину, создает настроение или напряженность, что-то предвосхищает и обещает – и всегда что-то означает. Поэтому музыку к тексту надо слушать специально, а не фоном к другим занятиям.

На «Кузнеце» даже бытовой пласт игры был очень музыкален: были мелодии города, природы, персонажей, а волшебная и тем более метафизическая стороны мира во многом были построены и пронизаны.музыкой. Мы подобрали 50 музыкальных вставок к текстам, «рисуя» довольно ясные картины: мелодии городских площадей отличались от звуков ночного леса. Но тем и прекрасна музыка, что понять ее можно тысячью путей. Каждый игрок услышит ее по-своему, иначе, чем другие - а послушав, добавит игре что-то особое, новое и интересное, только свое. А ведь знатоков и любителей музыки среди нас куда больше, чем хороших писателей! Наш метод позволяет большому числу игроков через подбор музыки включиться в создание игры.

Музыкальный портрет

Это специальная подборка музыки и песен, рисующая ту или иную важную в игре часть мира. Подборка выкладывается на сайте отдельной страницей, у каждого музыкального файла «говорящее» название – о чем он рассказывает. Портрет может быть обширным (наибольший с «Кузнеца» - 143 mp3-файла) и оттого детальным и разнообразным. Мы выложили восемь музыкальных портретов – шесть в бытовой части текстов, один в волшебно-сказочной и один в метафизической, 582 файла общим объемом более 3 Гб. Послушать всю эту музыку можно и сейчас, сайт остается «живым».

Музыка как часть загруза на роль

Каждому из действующих лиц игры присуща своя внутренняя музыка и ее для себя надо найти. Для многих действующих лиц мы специально подбирали их музыку и песни. Эффект оказался великолепен не только сам по себе, но и тем, что игроки потом смогли добавлять к «своим портретам» подходящие песни и музыку, которые находили уже сами. А это – тоже участие многих игроков в создании игры.

Песни от участников игры

«Кузнец» создавался по «испанским» мотивам и там, как нигде, была уместна гитара. Но в мире игры могут быть и другие инструменты. Какая же, к примеру, корчма без музыки! А еще мы знаем много хороших песен и иногда пишем их сами. Я написал к «Кузнецу» три песни, а прямо на игре разными людьми было сочинено и спето - не менее семи. Тексты их выложены на сайте («Песни Альбадо-и-Монте»), а в mp3 - в группе Вконтакте.

Еще на игре была спета просто масса песен «не своих», но подлинно магических, ибо они пелись в нужный момент, в нужном месте и тем, кому надо. И пели их не только маги с гитарой в руках. Я 21 год в РИ, но настолько музыкальной игры не встречал еще ни разу. Впрочем, таким мы «Кузнеца» и делали.

Особый смысл песен и стихов

Мир «Кузнеца» – авторский, и о нем ни один поэт или бард заранее не написал ничего. Поэтому почти все песни и стихи были взяты извне, и слова там были не о мире Альбадо. Они передавали не факты, а дух, смысл, настрой, силу. Вы могли услышать песню Олега Медведева, Юрия Визбора или группы «Пикник» – и они не буквально, не дословно, но чем-то обязательно говорили о том, кем на игре стали мы и что там с нами было. И каждый игрок мог найти «свои» стихи и песни и добавить их в игру – что и делали.

Магия песни и стиха

На «Кузнеце» была многотысячелетняя, признанная современностью и доподлинно существующая великая магия песни и стиха. Это немодельная магия произнесенного слова, и она действует на сознание. Можно заколдовать человека или предмет, начитав на него стих или спев песню: магическая связь с начитателем и сам стих у целевого человека останутся в памяти. Но использовать письмо и предметы не обязательно, ибо в них самих магии нет. Магия – только в самих людях, и главный ее принцип таков: Магия - значит могия. Если можешь – значит, маг.

Песня или стих не есть модельное «заклинание», в ответ на которое игрок обязан сделать прописанное правилами «ку». Смысл текста очень важен, ахинея или бессмыслица вряд ли окажут магическое действие (хотя тоже вопрос…). Но в итоге все зависит от того, как, где, когда и кому спета песня. Ведь магия – это Сила, и с ней еще надо совладать. Смог, получилось – значит, сильный маг. Не смог, не дотянул – тебе еще учиться и учиться. Или не лезть с магией в такие ж… жесткие ситуации, где ты не вытянешь.

Магия песни и стиха воздействует и на самого исполнителя: ведь он, когда искренен, испытывает те же эмоции, которые передает слушателю. Поэтому на игре была обычна мелкая бытовая магия – когда мастер за работой или страж на посту напевает себе под нос бодренькую песенку, которая ему помогает, не «на публику», а именно себе. Ну, а если кто вообще не поет? А это правильно, это нормально. Даже в волшебном мире не могут все поголовно быть магами. Кто-то совсем не владеет магией (ну, бывает), большинство умеет что-то на разных уровнях, и есть единицы очень сильных магов. Так и было на игре. Но…

Песня Высоцкого, спетая им самим, действовала на людей куда сильнее, чем когда ее пел Колян из нашего двора. Пламенный фанат Владимира Семеновича, Колян, конечно же, далеко не дотягивал до великого мага. Но он учился и стремился хоть немного приблизиться к Высоцкому. И у нас это было именно так.

На «Кузнеце» было чуть больше 50 человек.

Эпилог

Музыка, как любая магия, требует умелого обращения, иначе не сработает. Я описал технологию, но «Кузнец» стал бы невозможен без волшебной силы искусства, включающей в себя отношение участников к игре – а его мы специально формировали. Насколько этот опыт переносим на другие игры, особенно на масштабные – не знаю, прецедента пока нет. Но на второй игре из трилогии по миру Альбадо, «Око Грастона» (2011) - будет, видимо, более сотни участников. Вот и посмотрим, что получится.

Мерлин (Борис Лазеев), г. Новосибирск

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон