Магия Средиземья или миф об эльфийской монополии на чудеса

Магия Средиземья или миф об эльфийской монополии на чудеса

Эта работа, по сути, представляет собой всего лишь комментарии к выборочным местам в первоисточниках по миру Арды («Хоббит или Туда и Обратно» и «Властелин Колец») и попытку анализа последних. Во избежание недоразумений связанных с особенностями того или иного из существующих «официальных» переводов я наряду с русскоязычными цитатами буду приводить фрагменты оригинального текста Толкиена на английском языке. В тех местах, где перевод покажется мне неудачным, я буду отмечать спорные моменты и переводить их самостоятельно. Если у вас возникнут сомнения, вы можете сами перевести их на русский язык со всей возможной точностью.

Основной вопрос, который я намерен разобрать в этой статье – это использование магии разными народами Средиземья (для удобства, дабы не усложнять текст и не распыляться в поисках наиболее точных определений, здесь и далее будет употребляться только слово «магия», а не «колдовство», «чары», «волшебство» и др. термины). Согласно устоявшемуся мнению (по крайней мере, довольно распространенному), единственными потребителями магии в Средиземье были эльфы. И это логично. В конце концов, они перворожденные. Их воспитанием и образованием, в том числе и магическим, занимались валар, прошедшие в свою очередь подготовку у самого Эру. При этом никакого принципиального изменения эта магия не претерпела. Эльфы тоже «поют». Они непосредственно взаимодействуют с окружающим их миром. Так действовал Эру, так работали валар, также действовали и эльфы. У неискушенного читателя может сложиться мнение, что именно в руках эльфов была сосредоточена вся магия.

Но не все так просто. Небольшое напряжение памяти и человек, внимательно читавший Толкиена, вспомнит еще один народ, использовавший магию. Да, все верно. Вторыми у нас идут гномы. Конечно, гномы в большей степени были известны как искусные ремесленники и мастера, но в текстах Толкиена мы найдем немало упоминаний о магии применяемой гномами.

Так, во «Властелине Колец» у ворот Мории Гэндальф рассказывает об их устройстве:

«- Эта дверь, вероятно, управляется словом. Некоторые двери гномов открываются лишь в особое время или лишь избранным, у некоторых из них есть замки, и нужен ключ, когда известно время и слово. У этих дверей нет ключа. В дни Дьюрина они не были тайными. Обычно они стояли открытыми и около них сидели стражники. Но если они были закрыты кем-то, знающий слово произносил его и входил»
('these doors are probably governed by words. Some dwarf-gates will open only at special times, or for particular persons; and some have locks and keys that are still needed when all necessary times and words are known. These doors have no key. In the days of Durin they were not secret. They usually stood open and doorwards sat here. But if they were shut, any who knew the opening word could speak it and pass in)

Или другой пример, когда гномы в «Хоббите» пытались открыть потайную дверь в сокровищницу дракона они:
«Они стучали по стене кулаками, пинали ее ногами, нажимали и толкали, читали все обрывки древних заклинаний, которые приходили на память»
(They beat on it, they thrust and pushed at it, they implored it to move, they spoke fragments of broken spells of opening, and nothing stirred)

Обратите внимание, дверь была создана и заперта гномами. Ими же в древности было наложено заклинание запирающее дверь. Причем заклинание, заключенное в вербальной (устной) форме. Это не эльфийское «пение». Это конструктивная Магия Слова. Заметьте, гномы, которые прекрасно разбираются в магии, наложенной на дверь (Еще бы! Чисто гномья работа!), читают «обрывки заклинаний» и надеются на успех. Какие из этого можно сделать выводы?
1) Раньше у гномов была целая система подобного рода заклинаний
2) Для достижения нужного результата (открытия двери) нет необходимости воспроизводить заклинание полностью. Достаточно произнести ключевую фразу и система «пароль-отзыв» сработает, запуская программу заклинания, наложенного на дверь (опять же, совершенно не в стиле эльфов)

Итак, у гномов есть своя магия, отличающаяся от магии эльфов. Но эльфам эти знания преподнесли на блюдечке их покровители. А откуда своя магия взялась у гномов? На этот вопрос лучше всего ответили сами эльфы. Так, в «Хоббите», Элронд говорит:

«- Лунные руны можно увидеть, только если на них падает свет луны, причем луна должна быть в той же четверти, как и в ту ночь, когда были начертаны руны. Эти руны изобрели гномы, наносившие их серебряными перьями»
(Moon-letters are rune-letters, but you cannot see them," said Elrond, "not when you look straight at them. They can only be seen when the moon shines behind them, and what is more, with the more cunning sort it must be a moon of the same shape and season as the day when they were written. The dwarves invented them and wrote them with silver pens)

Заметьте, даже эльфы (а кому знать как не им?) признают тот факт, что подобные руны являются изобретением самих гномов. Не получены от валар, майар или тех же эльфов, а именно изобретены! Надо ли говорить, что подобное революционное изобретение было возможно лишь при очень серьезных собственных наработках в области магии? Но главное не это. Гораздо важнее то, что в мире Арды было возможно изобретение новой магии. Этот момент очень важен, так как дает предпосылки для развития искусства или науки магии и дальше. А это значит, что теоретически любой обитатель этого мира мог сотворить нечто новое. Что-то такое, до чего в свое время не додумался Эру и Ко.
Кроме того, стоит обратить внимание на одну любопытную деталь – магия гномов всегда упоминается в тесной взаимосвязи с продуктами их труда. Я не могу припомнить ни одного случая, когда бы гномы использовали свою магию на что-то еще кроме усовершенствования или придания новых магических свойств своим творениям. Если бы мне понадобилось охарактеризовать магию гномов одним словом, то я бы определил ее как «ремесленная». И в этом они напоминают эльфов. Правда, последние не стеснялись использовать магию и в отношении других объектов материального мира – так, например, Элронд поднял реку, чтобы отбить нападение призраков-кольценосцев.

Итак, есть валарская магия эльфов и своя «ремесленная» магия у гномов. И это все?

Нет, не все. Есть еще и люди. Вспомните хотя бы Исилдура, который был именно человеком:

«Тогда Исилдур сказал их королю: "Ты будешь последним королем. И если запад окажется сильнее Черного Хозяина, я налагаю на тебя и твой народ проклятие: не знать отдыха, пока ваша клятва не будет выполнена. Эта война будет длиться бесчисленные годы, и однажды вы будете призваны снова"»
(Then Isildur said to their king: “Thou shalt be the last king. And if the West prove mightier than thy Black Master, this curse I lay upon thee and thy folk: to rest never until your oath is fulfilled. For this war will last through years uncounted, and you shall be summoned once again ere the end.”)

И как сказал, так и сделал! Взял и, не особенно напрягаясь, обрек целый народ на многовековое прозябание в призрачном состоянии до востребования. Некромантия в лучшем виде. И, надо признать, довольно сильная. Интересно, откуда человек мог получить знания и силу необходимые для такого мощного (масштабного) заклинания? От добрых и мудрых эльфов? От магов-ремесленников гномов? Не похоже. Во всяком случае, ничего подобного в магическом арсенале ни тех, ни других не упоминается. Зато невольно вспоминается кое-кто другой, не пренебрегавший подобными фокусами…
Да, Саурон действительно использовал призраков. Его знаменитая элитная «девятка», с которой даже сильнейшие из эльфов не рисковали лишний раз связываться. Да, что там эльфы! Даже Гэндальф – один из наиболее сильных майар был вынужден спасаться от них. Наверняка немало и других призраков, не столь знаменитых, состояло у него на службе. Вспомните кинжал, которым был ранен Фродо:

«Они пытались пронзить твое сердце клинком Моргула, лезвие которого остается в ране. Если бы это им удалось, ты стал бы подобен им, только слабее, и был бы полностью в их подчинении. Ты стал бы духом, подвластным Господину Тьмы»
(They tried to pierce your heart with a Morgul-knife which remains in the wound. If they had succeeded, you would have become like they are, only weaker and under their command. You would have became a wraith under the dominion of the Dark Lord)

Что ж, хоббиту тогда очень повезло, но сомневаюсь, что остальным жертвам аналогичного оружия посчастливилось избежать своей участи.

Итак, похоже, у нас есть наиболее вероятный кандидат на роль учителя Исилдура, посвятившего его в тайны черной магии. Но, несмотря на очевидность такого ответа, я сомневаюсь, что им был Саурон. И дело даже не в том, что они воевали на разных сторонах. Просто странно, что Саурон сам не использовал такой блестящий ход. Вспомните как войско призраков, приведенное Арагорном, просто разметало огромную по численности и мощи армию Саурона и переломило ход войны. Эдакое «абсолютное оружие» (впрочем, кавычки здесь, пожалуй, излишни) изготовленное Исилдуром и использованное его потомком. Что могло помешать самому Саурону создать такую армию призраков и с ее помощью начисто уничтожить «светлых»? Если отбросить такие обоснования как гуманизм и высокие нравственные идеалы, то остается одно из двух:
1) Ему не хватило Силы
2) У него не было необходимых Знаний

Насчет нехватки Силы – опять же сомневаюсь. С одной стороны один из майар (если провести аналогию с нашим миром – если и не бог, то уж полубог наверняка), участвовавший в сотворении мира, а с другой стороны простой человек, пускай и выдающихся способностей. Нет, при таком сравнении преимущество будет явно у Саурона. Вывод прост – раз речь идет не о Силе, значит у Исилдура были тайные Знания, недоступные Саурону. А, следовательно, скорее всего, неизвестные и другим валарам и майарам, в ряды которых Саурон в свое время входил. То есть, не было учителя, способного передать ему Знание о таких вещах, как обращение в призраков целого народа. Стало быть, это была эксклюзивная разработка смертных обитателей Арды. Ох, и удивился бы Эру, увидев, до чего дошли его создания и насколько они превзошли (правда, не в самом добром деле) его помощников.

Что же, магия была еще и у людей. Ладно, возьмем этот факт себе на заметку, и продолжим перечитывать «Властелина Колец». Вдруг нам встретятся упоминания о магии еще каких-нибудь народов. Вот, пожалуйста! Когда Гэндальф пытается открыть ворота Мории, он признается:

«Некогда я знал все заклинания на языках эльфов, людей и орков. До сих пор я без труда могу припомнить их две сотни»
(`I once knew every spell in all the tongues of Elves or Men or Orcs that was ever used for such a purpose. I can still remember ten score of them without searching in my mind)

Из этой фразы следует сразу два очень важных вывода.
Во-первых, здесь прямо говорится о том, что многими народами (как минимум тремя: эльфами, людьми и орками) Средиземья активно использовалась Магия Слова. Ну, насчет эльфов и людей мы уже говорили. Но вот заклинания орков! Похоже, и этот народец ухитрился обзавестись собственной магией. По крайней мере, на мой взгляд, это более вероятно, чем специальное изучения языка орков эльфами с целью создания новых заклинаний.
Во-вторых, подчеркивается, что заклинания в языке каждого народа были свои, то есть не было некого «универсального набора от дедушки Эру» которым за неимением лучшего пользовались все без исключения. Каждый народ составлял заклинания на своем языке! Надо полагать, что все они имели тот или иной эффект, но нет никаких сомнений, что при этом они разительно отличались друг от друга по структуре и произношению. Слишком велика разница между языком эльфов и, скажем, орочьим.

Пожалуй, мы перебрали уже все народы Средиземья, обладающие магией: эльфы, гномы, люди и орки. Или не все?
В «Хоббите» описывается один занятный эпизод:

«Да… С кошельками троллей надо держать ухо востро. Не успел хоббит вытащить кошелек, как тот завопил дурным голосом:
- Эй, ты кто?»
(It was! Trolls' purses are the mischief, and this was no exception. " 'Ere, 'oo are you?" it squeaked, as it left the pocket)

Однако странный кошелек завалялся в кармане у тролля… То, что он имеет магическую составляющую не вызывает сомнения. Вполне возможно, что кошелек такой фразой реагировал на любую попытку извлечения из кармана хозяина. Но полагаю, существовали и более простые способы подачи сигнала, чем раз и навсегда запрограммированный вопрос. Так что нельзя исключать и такого варианта, что магическая структура, наложенная на кошелек, обладала определенными зачатками искусственного интеллекта. Производится анализ ситуации (извлечение из кармана), производится запрос к пользователю (к тому, кто его вытащил) и определение дальнейшего алгоритма поведения. К сожалению, установить это точно не представляется возможным, так как в этот момент программа кошелька была прервана действиями тролля, схватившего Бильбо. Кстати, обратите внимание, автор подчеркивает тот факт, что такими свойствами обладают кошельки именно троллей. Ни у одной другой расы мы в дальнейшем не встречаем такой магии, наложенной на кошельки. Откуда же взялась эта магия, ставшая одним из признаков именно этой расы? Одно из двух: либо она была выполнена по заказу (в чем лично я сомневаюсь. Исходя из комплексной характеристики троллей данной Толкиеном, едва ли кто-либо достаточно сведущий в вопросах магии согласился бы выполнить такой заказ. Особенно если учесть, что этот случай был явно далеко не единичным – «с кошельками троллей». Либо тролли и сами обладали определенными магическими способностями. В этом нет ничего удивительного, раз уж речь идет об органических, судя по их гастрономическим предпочтениям, существ, превращающихся в камень под лучами солнца. Но одних способностей мало. Очень важно обладание соответствующими познаниями. Случай с магическим кошельком – это не просто вызывание огня взглядом или же перемещение предметов усилием воли. Создание и наложение такого сложного заклинания, запрограммированного на определенные действия с привязкой к четко определенным внешним раздражителям и, возможно, элементами искусственного интеллекта – это уже процесс интеллектуальный и творческий.
Вывод – тролли не только обладали магическими способностями, но и владели магией как наукой или искусством. А то, что они возможно не так уж часто ею пользовались… Ну, для существ с их габаритами и физическими возможностями, она не так уж и важна. Многого они могли добиться и куда более примитивными и легкими средствами (скажем, дубиной).

Подводя итоги, можно сказать, что и эльфы, и гномы, и люди, и орки, и даже тролли использовали магию. Причем, похоже, что у каждого их этих народов была своя собственная, отличная от других магия.

В общем, остаются только хоббиты, которые по определению Профессора изначально не обладают никакой магией. Что ж, возможно, именно поэтому они и обладают наибольшим иммунитетом к ней. Десятилетиями носить Кольцо Всевластия – без проблем! Выдержать без летального исхода несколько дней воздействия обломка моргульского кинжала, устанавливая новый рекорд выживания – пожалуйста! Именно хоббитам принадлежит пальма первенства в сопротивлении воздействию магии. А может это просто еще один вид магии, а? ;)

Комментарии

Ванесса аватар

Ну твой анализ доказывает только то, что эльфы свою магию сохранили, а остальные как нашли, так и потеряли. Что в стародавние времена да, умели. И заклятья накладывать, и ключи выдумывать, а потом остались сплошные недоучки. Сколько-то, чего-то, по обрывкам. Какая ж это магия? Так, остатки роскоши, измельчали к третьей эпохи неперворожденные-то :)

Рауль аватар

Да и эльфы изрядно деграднули - вон Келебримбер кольца ковал, а нынешние? Так, людской мечик перелицевать - максимум. Долгожительство позволило эльфам терять магию медленнее - только и всего.

nikola аватар

Верно, к концу третьей эпохи искусство магии в Средиземье изрядно деградировало. И причина достаточно проста, на смену магии пришел технический прогресс. :)

http://duat.asia/blogs/nikola/sovremennye-sredstva-vedeniya-voiny-v-sred...

Pepel аватар

в качестве яркого примера - магия Друадан (племя в лесах Анориэна)
если не ошибаюсь гоблинская магия тоже присутствует.
драконы и энты как класс - магические создания

Халбарад аватар

Да, автором поднята интересная тема. Лет 10-12 назад я тоже по ней работал.
В статье меня впечатлили несколько моментов.
1. " Обратите внимание, дверь была создана и заперта гномами. Ими же в древности было наложено заклинание запирающее дверь. Причем заклинание, заключенное в вербальной (устной) форме. Это не эльфийское «пение». Это конструктивная Магия Слова." - пишет автор.
Я так понимаю, что он утверждает, что заклятие наложили гномы.
Оспорю.
На воротах Мории эльфийским языком записано совершенно иное.
"Эннин Дурин аран Мория (Двери Дюрина короля Мории) "
"Педо меллон а мино (скажи друг и входи)
Им Нарви хайн эхант (Я Нарви создал дверь/ проход)
Келебримбор о Эрегион тейтант и тивхин" (Келебримбор из Эрегиона запечатлел этот наговор)

Какое слово непонятно?

Про магию гномов логичнее привести пример их "Хоббита" по потайную дверь в Эребор, что доступна только в определённый день и час. Это работа так работа.

2. «Тогда Исилдур сказал их королю: "Ты будешь последним королем. И если запад окажется сильнее Черного Хозяина, я налагаю на тебя и твой народ проклятие: не знать отдыха, пока ваша клятва не будет выполнена. Эта война будет длиться бесчисленные годы, и однажды вы будете призваны снова"»
Автор полагает, что Исильдур наложил заклятие на целый народ.
У меня другая версия. Они сами на себя навлекли заклятие, потому что нарушили своё Слово. За примерами далеко не пойдём - Клятва сыновей Феанора.

Спасибо за внимание.

nikola аватар

Уважаемый (без тени иронии) Халбарад, благодарю за столь подробные комментарии. В свою очередь могу сказать следующее:

1. Да, автор утверждает, что заклинания были наложены именно гномами. И здесь, вероятно, имеет смысл уточнить пару моментов.
Во-первых, гораздо более логичный пример все-таки был приведен. Причем именно тот самый, из "Хоббита". Чуть ниже обсуждаемого момента.

Во-вторых, лично я не уверен, что заклинания на ворота Мории были наложены именно эльфами. Насколько мне известно, в оригинале у Толкиена вообще не приводится эта надпись на эльфийском (вероятно, это более поздний перевод кого-то из поклонников творчества Профессора). Да, наряду с эмблемой Дьюрина них были изображены и Древо высших эльфов и Звезда дома Феанорингов, но вот с текстом небольшая загвоздка. Вот цитата из Толкиена на английском языке:

'What does the writing say?' asked Frodo, who was trying to decipher the inscription on the arch. 'I thought I knew the elf-letters but I cannot read these.'
`The words are in the elven-tongue of the West of Middle-earth in the Elder Days,' answered Gandalf. 'But they do not say anything of importance to us. They say only: The Doors of Durin, Lord of Moria. Speak, friend, and enter. And underneath small and faint is written: I, Narvi, made them. Celebrimbor of Hollin drew these signs.'

Фродо не может прочитать надпись на воротах и Гэндальф переводит ее для него. И вот его перевод: "The Doors of Durin, Lord of Moria. Speak, friend, and enter. And underneath small and faint is written: I, Narvi, made them. Celebrimbor of Hollin drew these signs."
И из этой надписи вполне отчетливо следует, что ворота сделал Нарви (гном), а вот Келебримбор нарисовал знаки (текст, эмблемы и, вероятно, прочие декоративные элементы). Т.е. расписал, разрисовал ворота.

В английском языке "signs" означает только знаки или символы. Ни в одном словаре мне не удалось найти перевод этого слова в магическом или мистическом значении. А Толкиен все же был профессором филологии и как никто другой понимал истинное значение слов и очень тонко их использовал.
Позволю себе немного отвлечься, и приведу всего один занятный пример: "Бильбо" это не просто забавное личное имя. У этого слова имеется 2 устаревших значения: первое - "ножные кандалы" и второе - "испанский клинок", что довольно точно отражает его судьбу и развитие личности в "Хоббите". :)

Думаю, нет смысла напоминать, что эти ворота как раз и должны были символизировать дружбу между гномами и эльфами, и именно поэтому над ними совместно трудились выдающиеся мастера обоих народов.
Конечно, можно предположить, что в этих знаках как раз и кроется вся магия ворот. Но это так и останется лишь предположением, поскольку нигде более не встречаются подобные проявления эльфийской магии (точнее, я не встречал, если ошибаюсь - прошу меня поправить).
Зато тот же Гэндальф упоминает о различных методиках изготовления зачарованных дверей гномьими умельцами. Да и пример с потайной дверью в Одинокой горе из «Хоббита» в этом смысле тоже весьма показателен.
Отсюда и вывод - гномы совершенно точно умели делать подобные двери, а вот у эльфов такие технологии нигде не встречались. И единственное упоминание о мастере-эльфе, который разукрасил ворота (причем ни слова о применении эльфийской магии), на мой взгляд, не достаточно для таких далеко идущих выводов.
При всем моем уважении.

2. На мой взгляд, не похож Исилдур на любителя зря трепать языком. У меня скорее сложилось впечатление, что он человек серьезный и зря слов на ветер бросать не станет. Я не исключаю возможность того, что сам народ (в полном составе) в известном смысле слова навлек на себя такое проклятье.
Но аналогия с клятвой Феанорингов представляется мне не совсем верной. Клятва Феанорингов толкала их на активные действия. Они сами сделали свой сознательный выбор и всеми силами стремились следовать выбранному курсу. Отсюда и все плачевные последствия.
Но в данном случае ни о какой активной позиции речь не идет. Люди просто не исполнили взятые на себя обязательства в политическом союзе. Если бы каждый нарушенный политический союз вел бы к таким последствиям, Средиземье уже ко второй эпохе представляло бы собой весьма странное и не слишком населенное (по крайней мере, живыми существами) место. :)
К тому же Исилдур сказал дословно и недвусмысленно - "Я налагаю на тебя и твой народ проклятие". Возможно и ради красного словца сказал, но как-то подозрительно четко совпало содержание витиеватого словесного оборота с реальными последствиями. Что наводит на размышления.

Халбарад аватар

Приветствую.
Продолжаем нашу передачу.

по 1 пункту.
"Во-вторых, лично я не уверен, что заклинания на ворота Мории были наложены именно эльфами. Насколько мне известно, в оригинале у Толкиена вообще не приводится эта надпись на эльфийском (вероятно, это более поздний перевод кого-то из поклонников творчества Профессора)."

Уважаемый автор, во многих официальных изданиях ВК (например издательство "Северо-Запад" 1992 года) есть рисунок Ворот Мории. Рисунок на воротах выглядит так:
ссылка:
http://moria.ru/wiki/images/9/96/%D0%92%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D...

В верхней части ворот есть упомянутая надпись эльфийскими буквами. К апокрифам поклонников, (которые я искренне не уважаю за подражательство) этот рисунок отношения не имеет. Это авторская работа.
А кстати соглашусь по поводу роли самой надписи. Это только гравировка, а не магия. Слово "teitant"переводится с эльфийского "сделал надпись".

По пункту 2.
"К тому же Исилдур сказал дословно и недвусмысленно - "Я налагаю на тебя и твой народ проклятие". Возможно и ради красного словца сказал, но как-то подозрительно четко совпало содержание витиеватого словесного оборота с реальными последствиями. Что наводит на размышления."

Момент следующий. Исильдур - не совсем человек. Он наследник по прямой линии крови Лютиэнь Тинувиэль, а та наполовину майя. А Исильдур - к тому же законный Король Людей.
Так что слова проклятия Исильдура имеют суть и вес. Но для расы людей магия всё-таки не характерна.
Я так же не исключаю версии, что горцы сами подставились под проклятие.
А нарушенные политические и неформальные союзы в войнах Белерианда и вправду привели к весьма плачевным последствиям.

PS
Но всё эти дискуссии, как уже говорилось, это поиски Кота Шредингера в тёмной комнате. Потому что у Толкина были разные версии историй. Какую будем считать правильной? Последнюю редакцию? А если она противоречит всему тому что раньше создавалось?

nikola аватар

К вопросу о магии людей. Я уже приводил отрывок, когда Гэндальф пытается открыть ворота Мории, где он признается:

«Некогда я знал все заклинания на языках эльфов, людей и орков. До сих пор я без труда могу припомнить их две сотни»
(`I once knew every spell in all the tongues of Elves or Men or Orcs that was ever used for such a purpose. I can still remember ten score of them without searching in my mind)

Таким образом Гэндальф (в моем понимани достаточно серьезный авторитет в магическом мире Средиземья) признает факт наличия заклинаний на языке людей. Вопрос - кому могло понадобиться составлять заклинания на языке людей, если все прочие народы предпочиали пользоваться своим родным языком и для кого такие заклинания создавались?
Теоретически, скажем, эльфы могли "опуститься" до создания и использования таких заклинаний, но, насколько я могу судить, для них это не характерно. Идеологией не приветствуется.
Надо признать, что и заклинания самого Гэндальфа без словаря не вдруг разберешься.
Получается, что несколько сотен заклинаний были созданы неизвестно кем и для чего на языке людей. И кому, спрашивается, они могли понадобиться?
Да, в текстах Толкиена не так много упоминаний о магах-людях. Но редкость не значит, что их не было вовсе (например, тот же Король-Чародей, насколько я помню еще при жизни владел магией). Тем более, что все его произведения описывают лишь малую часть мира и лишь некоторые ключевые события с разной степенью детализации.

Небольшие упоминания о других магах есть. Без подробностей, но по совокупности косвенных доказательств я готов поверить, что маги-люди были.
Например, в начале "Властелина колец", в разделе "О трубочном зелье":
"И уж совершенно естественно, что именно из Пригорья в последующие столетия курение
распространилось среди гномов и проих народов, бродяг, магов, скитальцев которые все еще ходят туда-сюда по древней дороге."

"And certainly it was from Bree that the art of smoking the genuine weed spread in the recent centuries among Dwarves and such other folk, Rangers, Wizards, or wanderers, as still passed to and fro through that ancient road-meeting."

Сколько магов мы знаем из книги? Толкиен называет магами, в частности, истари - Гэндальфа, Сарумана, Радагаста. Но Саруман не отличался пристрастием к пешим прогулкам, также как нет упоминаний о том, что Радагаст курил трубку. Это было пристрастием Гэндальфа, который подхватил эту вредную привычку у хоббитов. Так о каких же бродячих магах тогда идет речь? Значит, были и другие маги. Не столь сильные (ни в волшебстве, ни в большой политике) как истари и потому не попавшие в хроники Средиземья, но тем не менее были.

Что касается Исилдура, то спустя столько поколений от его предков в нем осталось не так уж много. Законы генетики в мире Толкиена все-таки действуют. И при скрещивании с более примитивными биологическими видами неизбежно наступает деградация (достаточно сравнить истиных нуменорцев и их потомков, чей срок жизни приблизился к общечеловеческому).
К тому же, как я уже говорил, даже полноценный майа Саурон, даже Мелькор не использовали настолько масштабную некромантию. Хотя уж им-то это как раз и должно было оказаться под силу. Поэтому я склонен рассматривать приведенное выше проклятие Исилдура именно как акт магического творчества людей.
Впрочем, должен признать, вопрос спорный и ввиду отсутствия в первоисточнике достаточных сведений, видимо, навсегда останется открытым.

Халбарад аватар

Приветствую.
Продолжаем нашу передачу.

«Некогда я знал все заклинания на языках эльфов, людей и орков. До сих пор я без труда могу припомнить их две сотни»
(`I once knew every spell in all the tongues of Elves or Men or Orcs that was ever used for such a purpose. I can still remember ten score of them without searching in my mind)
======== Да, это хорошая цитата. Я не знаю, что Толкин имел в виду.

Но момент следующий. Как я уже упоминал, лет десять назад я занимался темой магии в Среднеземье. У неё несколько иная классификация. Если кратко, то она выглядит так:
1. Магия - способность менять материальный мир силой слова. Свойственна Стихиям (Валар и майар). Магам в том числе, потому что они воплощённые стихии. Мелиан поставила Завесу - и ни один орк не прошёл в Дориат.
2. Чародейство. Способность создавать воображемый мир из мыслей, слово и грёз. свойственны Эльфам. (В "Хоббите" гномы долго гонялись за призрачными эльфийскими огоньками по лесу...)
3. Колдовство. Очень эффективное использование механических способов изменения материи. Свойственно гномам по рождению. Клинки гномов рубили сталь доспехов как деревяшку и распарывали бока драконам. Меч Нарсиль, созданный Телхаром из Тумунзахара ещё в первую Эпоху, временно убил Саурона. Колдовству обучали людей. И люди хорошо обучались. Пример Король-Колдун Ангмара и его заколдованные клинки.
Кстати, Witch-king всё-таки переводится "Король-Колдун", а не "...чародей". Это две большие разницы.

Отчасти все эти категории немного пересекаются.
Саруман использовал слова, затуманивающие разум (похоже на чары эльфов), Эльфы создавали клинки, святящиеся при приближении орков (техника), Гандальф из посоха отстреливал орков и волков. Впрочем, по другой версии, он это делал с помощью Кольца Огня. Те же Кольца Эльфов - это сплав чародейства и технологии.

Да, для простоты можно все проявления сверхъестественного в мире Среднеземья объявить магией. Это всё упрощает.
Но Толкин их всё-таки разделял.

Да, в текстах Толкиена не так много упоминаний о магах-людях.
=========Немного, но достаточно. Магов было всего пять. Смотрим текст Толкина "Второе пророчество Мандоса". Они названы поимённо и объясняется кто они, с чем пришли в Среднеземье из Валинора и что из этого вышло.

Но редкость не значит, что их не было вовсе (например, тот же Король-Чародей, насколько я помню еще при жизни владел магией).
==== Магией он не владел, он владел колдовством. Техникой, если угодно. И только оттого, что у него было кольцо и его обучал Саурон.

"И уж совершенно естественно, что именно из Пригорья в последующие столетия курение
распространилось среди гномов и прочих народов, бродяг, магов, скитальцев которые все еще ходят туда-сюда по древней дороге."
==== Да, здесь упомянуты маги. Всё те же пятеро из Валинора.
Кстати, этот отрывок был написан тогда, когда у Профессора не было ясных представлений о сюжете книги. Бродяжник был тогда ... хоббитом, а Фангорн - великаном на службе Сарумана.
Ради чистоты знаний, можно посмотреть, когда был создан текст "Второго пророчества" и глава "О трубочном зелье". Чтобы понять, что на что повлияло.

"Но Саруман не отличался пристрастием к пешим прогулкам, "
======== Не совсем. Прежде чем осесть в Айзенгарде, который тогда назывался Ангреност, Саруман долго путешествовал.
См. Хроноку Третей эпохи "Саруман избирает своим пристанищем Ортанк" (цитата условна), Как долго путешествовал - можно посмотреть по годам в Хронике.
К слову , правильно говорить именно ""Айзенгард" и "Ортанк", об этом можно узнать из аудиозаписей Толкина. И имя Tolkien читаеся "Толкин", а не как-то иначе.

Что касается Исилдура, то спустя столько поколений от его предков в нем осталось не так уж много. Законы генетики в мире Толкиена все-таки действуют. И при скрещивании с более примитивными биологическими видами неизбежно наступает деградация (достаточно сравнить истиных нуменорцев и их потомков, чей срок жизни приблизился к общечеловеческому).
==== Тоже аргумент. Но сокращение срока жизни нуменорцев в логике мира объясняется вовсе не генетикой.

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон