Нищие и попрошайки. Графика и живопись. XIV - XIX век.

Нищие были известны ещё с самых древних времен. Особенно сильно способствовало увеличению количества нищих христианство, с распространением которого стали появляться все в большем и большем числе просившие подаяния во имя Христа.

Византия до того была наводнена ими, что потребовались особые декреты императоров Юстиниана и Феодосия, а с другой стороны- «богатым дарует Бог серебро нищим ради», и, таким образом, понятие о милостыне окружалось религиозным ореолом.

В католической Европе нищенство также берется под покровительство церкви, милостыня считается самым богоугодным делом. Папа Лев XII одобрял нищенство, чтобы люди не забыли заповеди. В ХШ веке образуются особые ордена «нищенских монахов» (Mendicantes). Есть сведения, что ещё в половине XIX века у римского папы считалось до 25000 нищенствующей братии, стоивших римскому народу около 1825000 скуди.


After Adriaen van de Venne 1630-1650

Расцвет средневекового попрошайничества был неразрывно связан с господствовавшим в ту эпоху церковным учением. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке н. э., учил, что бедным нужно подавать милостыню вне зависимости от того, заслуживают они ее или нет: "Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди. Одна защита у бедного — недостаток и нужда. Не требуй от него ничего более, но, хотя бы он был самый порочный человек, утоли голод его".


Lucas van Leyden (Print made by); The Beggars
1509

Нищелюбие сделалось обязательным для любого христианина, а раздача милостыни стала восприниматься как верный путь к спасению души. Поскольку спасения жаждали все христиане, нищие оказались востребованы обществом, ведь если бы их не было, совершать обязательные для христианина добрые дела было бы значительно труднее. Спрос породил предложение, и вскоре Европу наводнила армия профессиональных нищих, которые переходили из города в город и требовали подаяния, ссылаясь на истинные и мнимые хвори.


Lucas van Leyden (After); The Beggars 1520

С 1347 по 1351 год в Европе свирепствовала "черная смерть" (бубонная чума), выкосившая от четверти до половины населения континента (примерно 34 млн человек), причем разносчиками заразы нередко оказывались бродячие попрошайки. После великой эпидемии отношение к нищенствующим значительно ухудшилось, однако меры, применяемые в борьбе против них, различались в зависимости от местных традиций.


St Elizabeth giving alms to a cripple beggar who raises his hat in acknowledgement; she kneels and has a Vellert bible on her lap; in the foreground are two crowns. 1524
Print made by Dirk Jacobsz.

Пожалуй, наиболее последовательными в своей борьбе с нищенством были немцы. В городах средневековой Германии уже в XIV веке существовал довольно развитый бюрократический аппарат. Первый немецкий закон о нищих был принят в 1370 году в Нюрнберге. Согласно этому закону, каждый просящий милостыню должен был получить официальное разрешение на свой промысел.


St Martin; on horseback, cutting his cloak in two with his sword in order to share it with the lightly-clad beggar sitting on the ground to St Martin's right.
Print made by Hans Baldung
Date 1505-1507

Нищих заносили в особые списки, и с каждым из них проводились собеседования. Иногородним попрошайничать было категорически запрещено, а ослушников высылали из города после двух официальных предупреждений.


Print made by Cornelis Matsys
Date 1538

Когда же в Европе разразилась Реформация, различия между странами, принявшими протестантство, и странами, оставшимися в лоне католической церкви, обозначились еще более резко. Протестанты, верившие в святость труда, относились к неработающим с нескрываемым презрением. Поэтому в протестантских странах — в Англии, Голландии и княжествах Северной Германии — с XVI века стали возникать работные дома, куда нищих загоняли насильно вне зависимости от того, какие причины побудили их просить подаяние. Следует сказать, что самыми суровыми условия содержания были не в английских работных домах, все ужасы которых подробно описаны Чарльзом Диккенсом и другими авторами, а в немецких. В одном из немецких работных домов, к примеру, бывших попрошаек держали в намордниках, которые мешали дышать, а некоторых довели даже до смерти от удушья.


A blind beggar holding papers in his hands resting on a staff, to the right is dog that looks up at him, after Annibale Carracci
Date 1560-1602

В Швейцарии, например, работные домами наказывали бродяг за троекратное посещение питейного заведения. В работном доме заключенные обязаны были трудиться месяц, а то и два, получая при этом небольшой заработок. В Англии работные дома существовали с 1575 года и принудительного характера не имели. Однако условия жизни в них были настолько тяжелы, что бедняки только в крайнем случае обращались туда. Работные дома Германии служили местом заключения за попрошайничество и бродяжничество. В датские работные дома также помещали по приговору суда, но там находили приют и старики и инвалиды, не способные к труду


Pieter the Elder Bruegel (1525-1569)
The Beggars
Oil on wood, 1568

Во Франции же нищим попустительствовали. В средневековом Париже существовало несколько "дворов чудес", один из которых был впоследствии описан Виктором Гюго в "Соборе Парижской Богоматери". Назывались они так потому, что каждый вечер там происходили многочисленные "чудеса": мнимые больные и калеки, возвращавшиеся домой после трудового дня, неожиданно "исцелялись" и начинали кутить на собранное подаяние. Обитатели "дворов чудес" чувствовали себя в полной безопасности и совершенно никому не подчинялись, кроме "королей", избранных из их же среды. В сущности, профессиональные нищие делали то же самое, что и другие средневековые профессионалы: подобно ткачам, жестянщикам, проституткам и прочим ремесленникам, они организовывались в самоуправляющуюся корпорацию. У парижских нищих были собственные законы, собственные тайные знаки и даже собственный язык, который понимали только обитатели "дворов чудес" и представители уголовного мира
Попытки светских и духовных властей хоть как-то повлиять на нищенскую корпорацию обычно заканчивались крахом.


Les Gueux; Les Mendiants; Les Baroni; Les Barons; Jacques Callot
Two beggars, male and female, dressed as pilgrims, with scallop adorning their hats, and staff; village in the background. c.1622/23

Тем временем в католических странах нищелюбие продолжало процветать, ведь католики превыше всего ставили не труд и накопление богатства, а добрые дела, угодные Богу, включавшие раздачу милостыни. Так что "дворам чудес" еще долго ничто не угрожало. Если же угроза все-таки возникала, нищие были вполне способны за себя постоять. Так, в 1630 году парижские власти вздумали проложить новую улицу через один из "дворов чудес". Строительство закончилось, не успев начаться, потому что рабочих, строивших дорогу, нищие просто перерезали.


BELLANGE, Jacques
French painter (b. 1594, Nancy, d. 1638, Nancy)
Hurdy-Gurdy Player
Etching
Royal Library, Windsor

В Англии первый акт против бродяг и нищих был издан в 1495 году. Он проводил резкое различие между трудоспособными и нетрудоспособными бродягами и нищими, подвергая первых более тяжелым наказаниям (заковывание в колодки). Нетрудоспособным лицам предписывалось жить в своей сотне и запрещалось просить милостыню вне этой сотни. Это различие было закреплено статутами 1530 и 1536 годов, которые разрешали старым и больным нищим собирать милостыню, но работоспособных бродяг предписывали подвергать бичеванию и брать с них клятву, что они будут работать.


Brawl between beggars. c.1635
Engraving, on laid paper with Foolscap watermark
Adriaen van de Venne (After); Brawl between beggars. c.1635

Статут 1547 года обязывал “бродяг” в течение месяца найти себе работу, в противном случае угрожая отдать их в рабство тому, кто донесет на них как на праздношатающихся. Такой “раб” не мог покинуть господина под угрозой клеймения, отдачи в пожизненное рабство, а в случае третьего побега — смертной казни.
Характерно, что этот акт предусматривал эксплуатацию даже этих “законных” нищих и, в частности, детей. Второй акт этого же года предписывал устройство для них исправительных домов в каждом графстве и городе, а в качестве наказаний для бродяг устанавливал публичное бичевание кнутом, “пока его или ее спина не покроется кровью”, с высылкой по месту рождения, а в некоторых случаях — изгнание из Англии в “заморские страны”, таким образом увеличивая население колоний.


Print made by Prince Rupert of the Rhine (biographical details | all objects)
Date 1636-1637

Почти во всех странах Европы были приняты законы по борьбе с нищенством, которые действовали по одному и тому же принципу. Бродяг и попрошаек делили на несколько категорий, стремясь отделить несчастных, волею случая оказавшихся без работы и пропитания, от злостных лентяев. Первым помогали, а вторых наказывали тюремным заключением или помещением в работный дом. Однако в каждой стране эта система работала по-своему. Самыми последовательными и суровыми, как всегда, оказались немцы. Занимающихся попрошайничеством приговаривали к небольшим тюремным срокам, а потом определяли в работный дом, где бывший нищий мог жить, пока администрация не решит, что он уже исправился. Больше двух лет, правда, обычно не держали. Английская система выглядела примерно так же, однако на деле она практически не работала. Прежде всего английских нищих было не так-то легко поймать на попрошайничестве. Они носили с собой запас мелкого товара — иглы, нитки и т. п., и когда приближался констебль, тотчас выкладывали их перед собой и объявляли себя честными торговцами. Когда же нищих все-таки ловили и вели к судье, тот, как правило, не был слишком строг к безобидному попрошайке, и нищий вскоре снова оказывался на улице.

Самим нищим тоже был присущ национальный колорит. В Америке нищие организовывались в "тресты". В главном офисе "Треста" продавалось все необходимое для профессионалов — фальшивые протезы, накладные горбы, лохмотья, плакаты с просьбой подать убогому и т. п. Здесь же нищие сбывали свой товар — кусочки хлеба, колбасные обрезки и прочие объедки. "Трест" продавал эти пищевые отходы производителям корма для скота. Дела у фирмы шли превосходно: Зибель и его подельники снимали роскошные квартиры, содержали лошадей и имели в театрах собственные ложи.


Formerly attributed to Pieter Nolpe
Date 1634-1640

Свой колорит был и во Франции. В стране художников и поэтов нищие просто обязаны были быть артистами. Их быт подробно описал Луи Полиан, который, предвосхитив методы журналистики ХХ века, сам переоделся нищим и, войдя в доверие к парижским клошарам, некоторое время жил подаянием. Полиан рассказывал о подлинных виртуозах своего дела.

Умельцы разыгрывали сцены с голодными обмороками возле кондитерских, припадки эпилепсии, когда кусочек мыла помогал симулировать пену на губах, и т. п. Был и куда более простой способ заработать. За два франка можно было купить фальшивое свидетельство о болезни. Особенно популярны были грыжа и растяжение жил, потому что в парижских больницах таким больным бесплатно выдавали бандаж и эластичные чулки. Все это можно было сдавать старьевщику и иметь около 100 франков годового дохода, что соответствовало пенсии солдата, выслужившего медаль. Благотворительных обществ в тогдашнем Париже было довольно много, а общей базы данных на всех нуждающихся, конечно, не было. Поэтому безрукий или безногий по многу раз заходил в разные учреждения и получал бесплатные протезы, которые потом сбывал за 10-20 франков. То же самое делал больной, которому полагались бесплатные лекарства, которые всегда можно было перепродать.

Предприимчивые клошары делали бизнес на чем угодно, даже на крещении детей. Католические и протестантские священники уговаривали неимущих матерей крестить младенца в их веру, чем те и пользовались. Одна мать, по словам Полиана, говорила: "Сказать вам правду, мой ребенок крещен двенадцать раз в протестантской церкви и четырнадцать раз в католической... Каждое крещение приносило мне двадцать су и чистое платье". Нищие Парижа в совершенстве изучили все тонкости работы весьма развитой французской системы благотворительности. Полиан советовал как-нибудь порыться в кладовке какого-нибудь бедняцкого жилища и гарантировал много интересных находок: "Какое множество билетов всякого рода, бумаг, печатных бланков, писем, билетов на дрова, на молоко, на шоколад, которые даны гг. Ротшильд, письма депутатов, извещающих о решениях касательно субсидий... письма полицейского комиссара, пастора, священника, раввина, дающие адреса благотворителей... список всех благотворительных празднеств, которые состоятся в текущем месяце, заметки о предстоящих свадьбах с указанием ресторанов, в коих назначены свадебные обеды. О! Эти нищие, они глубокие знатоки парижской благотворительности".


Print made by Rembrandt
Date 1648

Специально для нищих в Париже издавались два сборника — "Малая игра" и "Большая игра", каждый содержал сведения о благотворителях французской столицы. Если "Малая игра" содержала лишь адреса и краткое описание того, чем можно разжиться, то в "Большой игре" было полное досье на каждого благотворителя и рекомендации, как лучше его одурачить. Выглядело это примерно так: "Г-н Ф.— старый республиканец, радикал; очень богатый. Представиться ему как жертва поклонников старого порядка и приходских священников".

Самые же хитроумные превращали свой промысел в высокое искусство. Они писали своим благодетелям письма, отличавшиеся изяществом слога: "Милостивый Государь, голод приводит меня опять к вашей двери..." и т. д. Автор письма просил передать ему через швейцара кусочек хлеба. К письму прилагалось довольно хорошее стихотворение, так что кроме хлеба проситель обычно получал звонкую монету. Выдавать себя за голодного поэта в Париже вообще было довольно выгодно, благо на каждый случай у нищего было заготовлено особое стихотворение, которое можно было использовать много раз. По подсчетам Полиана, только в одном Париже ежегодно на подаяние и помощь бедным уходило около 10 млн франков. Однако справиться с бедностью никак не удавалось, поскольку нищие не желали расстаться со своей чрезвычайно выгодной нищетой.


STEEN, Jan
The Effects of Intemperance
1663-65
Oil on wood, 76 x 106 cm
National Gallery, London

Ссылка на источник. В исходном материале картинок сильно больше, рекомендуем заинтересовавшимся ознакомиться
Автор подборки - [info]marinni, чей журнал редакция вам всячески советует.

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон