Йоль – зимний праздник солнцеворота

И вновь истошно лают в ночных небесах свирепые псы одноглазого Одина (др.-исл. Óðinn), вновь мчит, обгоняя снежную бурю, его восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir), вновь следует за ним толпа безумных призрачных всадников, что зовется у смертных Дикой Охотой (Wild Hunt). В слепой ярости несутся через хмурое зимнее небо сумрачные охотники, загоняя гончими псами свою диковинную добычу: призрачного ли кабана, белогрудую ли деву, или же древесную фею — Деву Мхов (Moss Maiden), точно пронизывающий зимний ветер гонит, сорвав с ветвей, остатки омертвелой осенней листвы. Горе тому, кто встретит Дикую Охоту на своем пути, ибо он последует за ней и более никогда не найдет пути обратно в мир живых. А ночи длинны в середине зимы, и только тепло очага защитит жителя земли от свирепых ловчих небес.

В одну из самых долгих ночей декабря бородатые викинги северных земель и воинственные горцы Шотландии начинают великие зимние празднования, что зовутся у них Йоль (Yule или Yule-tide) — праздник середины зимы. Издавна германцы вели отсчет начала йольских празднеств по лунному календарю, с переходом же на солнечный календарь первая ночь 13-тидневного Йоля — Материнская Ночь (Mōdraniht) — стала выпадать на 25-е декабря.

В эту священную ночь скандинавы неизменно воздают почести своим Божественным Матерям — троичному женскому божеству судьбы — которых еще зовут Дисами (Dís-"госпожа«, мн. dísir), Идисами (Idis — «величественная женщина», мн. idisi) или Норнами (Norn, мн. nornir). Матерям подносят дары из плодов и жертвенной крови животных, к ним возносят мольбы о защите рода и богатом грядущем урожае. Вместе с ними почитают и отца всех богов великого Одина, одно из множества имен которого звучит как Йольнир (Jólnir) — «человек Йоля».

Когда жертвенные ритуалы завершены, мясо заколотых на алтарях богов животных становится пищей для участников йольского пиршества. В самом центре святилища люди разводят огонь, на котором будет приготовлена священная трапеза. Льется рекой душистый эль, никого не обойдет чаша с этим напитком! Первый кубок обычно поднимают во славу Одина — «за победу и могущество короля!», второй — за богов плодородия Ньёрда (Njörðr) и Фрейра (Freyr) — «во имя мира и хорошего урожая!), ну а третий же выпивают за здравие своего короля. Почитают поднятием пиршественных чаш и души покойных предков — этот особенный тост скандинавы зовут «minni» — «памятным тостом».

Непременные атрибуты Йоля — это йольское полено, йольский козел, йольский окорок и йольские песнопения. Ритуальное сожжение йольского полена в домашнем очаге знаменует поворот солнца от зимы к лету. Огромное свежесрубленное полено приносят в дом, благословляют и окропляют вином и маслом, кладут в камин, после чего мать семейства либо самая юная из девушек поджигает его лучиной, которая осталась от прошлогоднего йольского полена. Его тепло и свет защитят семью от несчастий и злых духов на протяжении всего следующего года.

Йольский козел (julbock) изначально был одним из двух козлов, впряженных в колесницу громовержца Тора (др.-исл. Þōrr). Йольский козел — существо причудливое и многоликое. Порой он бывает изрядным пакостником, любит пугать непослушных детей и требовать даров-подношений. Порой же напротив охотно выступает в роли дарителя, радуя малышей йольскими сладостями и прочими подарками. Он зорко следит за предстоящими приготовлениями к празднику, придирчиво проверяет, все ли сделано верно, готовы ли кушанья, прибрано ли в доме. Порой хозяйки оставляют ему специальные лакомства, чтобы задобрить его.

В Исландии же вместо йольского козла в дома часто незваным гостем является йольский кот (исл. Jólakötturinn) — более всего он печется о том, чтоб хозяева обзавелись к зиме новыми шерстяными одеждами для себя и своих детей. Нерадивого же йольский кот запросто может утащить себе на обед — не шути с зимними морозами!

Традиционный йольский окорок — священное подношение богу изобилия Фрейру, одним из символов которого был кабан. Запеченную свиную голову с яблоками во рту торжественно вносят в пиршественную залу на золотом или серебрянном блюде под звуки труб и песни менестрелей. Фрейра молят ниспослать на землю мир и наградить людей славным урожаем.

Священную же омелу и заздравный йольские песнопения принесли в традиции празднования солнцеворота несомненно кельты. Традицию застольных йольских песен англо-саксонские язычники нарекли Wassail (от wæs þu hæl, «be thou hale» — «будь здоров!») Песни распевали и ходя от дома к дому, и собравшись в саду у яблочного дерева — подателя сладостного сидра, также ставшего ритуальным напитком Йоля. Ну а плодоносящая в самый канун солнцеворота омела стала символом бессмертия и рождения нового года, ныне, как и многие другие традиции Йоля, обратившись в один из наиболее красочных и лиричных символов христианского Рождества.

Йоль пришел! Хвалите Одина, славьте Солнце!

Ссылка на источник

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон