Сделайте нам красиво!

Пособие мастерам по изготовлению дешевого и эффектного игрового антуража.

Итак, грядет игра, денег нет и не предвидится (в лучшем случае найдется десяток-другой честных игроков, которые оплатят свои заявки без назойливого выколачивания взноса). Между тем, задумано многое. Как выкрутиться и сделать игру антуражной, не только наполненной событиями, но и красивой внешне?
Сдуем пыль с древних книг и извлечем на свет божий

Советы старого мастера

Монстры

Если вы задумали создать мир магии, полный чудовищ, нежити и прочих не вполне понятных существ, подумайте и о том, как игроки будут отличать этих Иных от простых людей.
Самый красивый и практичный способ: это маска. Фигурные маски из папье-маше, полностью или наполовину закрывающие лицо, производят незабываемое впечатление. Простые полумаски, удлиненные на щеках или с длинной нитяной бахромой по нижнему краю, также отлично скрывают черты лица, но мастер должен помнить, что мягкие маски чаще рвутся, растягиваются, сползают на нос или набок, сильно мешая игроку в боевой ситуации. Грим хорош для отыгрыша монстра во временной (проходной) роли, поскольку долго пребывать в гриме крайне вредно для кожи. К тому же мастер, предлагая использовать грим, должен озаботиться и средствами для снятия оного, потому что не всегда в походных условиях для снятия грима достаточно умыться с мылом (холодная и не вполне чистая вода только способствует забиванию театральной косметики глубоко в поры, что потом приводит к прыщам и аллергии). Самый простой способ обозначения монстра – опознавательные знаки (от повязок налобных и нарукавных до значков), однако этот способ таит в себе массу подвохов: игроки могут просто не заметить этих знаков, спутать цвета (скажем, зеленая лента означает дракона, синяя – крокодила, желтая – разумную мокрицу, лиловая – ходячий гриб… немудрено перепутать!); к тому же игрок видит лицо предполагаемого монстра, узнавая в нем, скажем, герцога Н. , и слухи о том, что Н. является оборотнем, немедленно ползут по полигону.
Теперь о том, как сделать все это великолепие.

Маски

Опыт прошедших игр подсказывает, что самые надежные и дешевые маски – это фигурное папье-маше. Хотя были опыты по изготовлению масок из «пенки» (отличаются крайней непрочностью, плохой воздухопроводимостью и невозможностью толкового раскрашивания), вымоченного и тисненого по форме гофрированого картона (непрочно, если не проклеить изнутри и снаружи тряпкой); попадались каркасные маски (обтянутые кожей, мехом или тканью каркасы из толстой проволоки или реек; выглядит эффектно, но для подвижной или боевой игры не годятся), прорезные маски из плотного картона (стандартные прорези должны быть высчитаны очень точно, поскольку у всех разные лица, а столь непрочный в сырую погоду материал имеет тенденцию «плыть» по лицу), маски из бинтов (удобно для отыгрыша мумий, чтобы не заматывать голову целиком, однако форму теряют уже за день, кроме того, материал очень рыхлый), из эпоксидного клея (красиво, но вредно для кожи, материал очень ломкий) и кожи (удобно, но дороговато; к тому же плохо пропускает воздух, и игрок быстро потеет).

Наиболее прочный вариант маски из папье-маше можно сделать по следующей технологии:
Клей ПВА (или ПВА-М), разведенный ½ водой, пластилиновая форма, сделанная на хоккейной пластиковой вратарской маске (высчитанные за десятилетия пропорции маски идеально подходят и для создания игровой модели); пластилин перед началом работы можно покрыть тонким слоем вазелина или жирного крема. Первый слой папье-маше состоит из мелких кусочков газетной бумаги, прилепленных прямо к пластилину без клея. Только после того, как вся поверхность маски облеплена газетными кусочками, можно сделать следующий слой на клею. Каждый клочок бумаги следует прижать к поверхности и пару раз провести по нему пальцем , чтобы убрать пузырьки воздуха (если этого не делать, папье-маше выйдет рыхлым и будет впитывать влагу). Третий слой сделайте из плотной бумаги (журнальной, писчей, может даже полукартона, вымоченного в воде). Этот слой следует приклеивать особенно тщательно и по возможности более густым клеем . Следующий слой – вновь газеты. Затем – мелко нарезанная тряпка или бинт, вымоченный в разведенном клею. Следите за тем, чтобы не появлялись складки. Ногтем или стеком подчеркивайте на каждом слое рельфные впадины, морщины, изгибы и выпуклости, чтобы они не пропали под слоями бумаги и ткани. При наклеивании кусков ткани на выпуклые формы срезайте ножницами «карманы» - кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют ненужную складку. Следующий слой за тканью – газеты, потом опять плотная бумага. Верхний, последний слой можно сделать из плотной белой размоченной бумаги или нарезанной белой ткани (не бинтов!). Когда клей схватится, смочите палец в воде и протрите стыки кусков бумаги на «лице» маски – неровности сотрутся мелкими катышками. Маска в 7-8 слоев обладает достаточной прочностью, чтобы выдержать перипетии игры, и в то же время легкая и «дышащая». Для большей надежности можно промазать маску… желатином (сварить крутое желе из простого желатина и промазать маску снаружи). Изнутри рекомендую проклеить маску чистой тканью, чтобы не было противно ее носить.

Если маска будет использоваться в боевых ситуациях (как маски зверей или агрессивных монстров), важным условием становится создание хорошего обзора для игрока. Чересчур маленькие отверстия для глаз перекрывают боковое зрение, что приводит к частичной потере ориентации во время боя. Оптимальный вариант – глазницы прорезать в сторону висков на 2-2.5 сантиметров больше, чем в хоккейной маске, в высоту прибавить 1 сантиметр, вниз – на усмотрение мастера (помните – маска все равно съезжает). Обязательно расширьте ноздри маски или, если таковых не запланировано, сделайте 4-6 отверстий диаметром 0.5-1 см. поближе к носовой части. Это не относится к полумаскам. Кстати, добрый мастер может подумать и о том, что некоторые несознательные игроки курят, не выходя из образа. Если ротовое отверстие маски слишком узко, можно сделать прорезь в углу рта под формат сигареты.

Чем и как раскрасить маску

Конечно, очень удобно красить маску пульверизатором. Особенно если у вас завалялись лишние баллончики с краской. Если же нет, то вы можете использовать масляные краски, разведя их на сиккативе (для быстрого высыхания и яркости цвета) – но перед этим вам следует промазать маски желатином 1-2 раза и дать им высохнуть. В противном случае масло впитается в папье-маше и будет вонять всю жизнь, а краски пожухнут. Самые простые краски – это гуашь. Добавьте в разведенную гуашь ПВА – краски не будут смываться под дождем. Еще неплохо было бы после высыхания красок густо полить маску лаком для волос (отечественный «Прелесть», любой недорогой лак) – это спасет краски от влаги и в то же время сохранит способность маски «дышать».
Старайтесь делать на маске как можно меньше украшений, если только не планируете, что их надо будет обдирать с монстра по ходу игры (скажем, рог единорога или глаз бихольдера можно сделать отдельно от самой маски и приклеить на готовую форму так, чтобы потеря в игре этой «съемной» детали не повредила маску). Помните, что приклеенные стразы, кусочки меха, красивые блестящие чешуйки имеют тенденцию отваливаться при продирании через лес или даже просто при перепаде температуры. К хорошо сделанному папье-маше отдельные детали можно пришивать, но после швы следует промазать ПВА.


Итак, идем этак мы по лесу отрядом паломников, терпя всевозможные лишения и неся ужасные потери в боях с жестокими разбойниками и волками. Вот замаячила заветная цель, священный город W. Мы из последних сил вваливаемся в гостеприимные ворота, отираем пот со лба и задаем первый вопрос: «Где же, где благословенный алтарь, к которому мы так стремились?!» И получаем небрежный ответ: «А вот там возле умывальника веревочкой пенек отгорожен...»
Мда. Давайте же подумаем, как создать украшение алтаря, храма, города или просто зажиточного дома, чтобы избежать подобных казусов.

Святилище и его интерьер

Одним из самых простых и эффектных способов сделать изваяние является папье-маше из «коробочного» картона. Гофрированный картон, коего в городе и даже в деревне всегда найдется немало, размачивается до состояния густой каши и измельчается. В это тесто добавьте ПВА (примерно 1/10 от количества воды) и тщательно размешайте. Эта масса послужит имитацией камня.
Возьмите пару пустых банок из-под пива, пустую большую бутылку из-под пепси или другого лимонада; для скульптуры с тонким рельефом придется использовать более жесткий каркас – например, стеклянную бутылку или старый тубус для чертежей. Почему мы советуем вам использовать именно пустую тару – тому несколько причин. Первая – несмотря на размеры, изваяние получится довольно легким; вторая – округлые формы банок и бутылок являются отличной основой для создания практически любого рельефа (если вам потребуется основа в виде квадрата, вы всегда можете использовать обычные коробки); и третья – в игре часто возникает проблема древних кладов: такую скульптуру мастер может использовать и в качестве хранилища для какого-нибудь артефакта или свитка.

Поставленные друг на друга пивные банки соедините пластилином; используйте этот каркас для изготовления изваяния. Из пластилина вылепите рельефы, знаки; если делаете фигуру существа, сделайте голову, руки и рельефные ноги (помните, что пластилин в данном случае никуда не вынимается, и потому слишком тонкие и выступающие детали могут просто отломиться при транспортировке – чтобы этого не случилось, для таких деталей используйте дополнительный каркас из проволоки. У вас получится пластилиновая модель с банками/бутылками внутри (помните: если вы собрались прятать внутри какую-то игровую вещь, надо это сделать заранее!!).

Теперь остается лишь густо обмазать модель тестом из картона (желательно проделать эту процедуру 2-3 раза, по мере подсыхания верхнего слоя) и поставить куда-нибудь на сухой сквознячок, но ни в коем случае не возле батареи! Иначе пластилин потечет, и модель потеряет форму раньше, чем высохнет клей.

Получившеемя изваяние можно доработать ножом для обоев или (если вы уверены в своей аккуратности и координации) лезвием бритвы, покрасить или покрыть лаком, украсить стразами или блестками. Такую игрушку не стыдно поставить на игровой алтарь или во дворце, а главное – игроки будут с большей ответственностью хранить святыню, если она зрима и красива.

Теперь обратимся к случаю, когда вы – игрок и волею случая оказались в... э-э... не вполне подготовленной по части антуража игре. Если все на равных, можно и опустить попытки создать из лагеря что-то изысканное; однако сейчас, как правило, получается так, что некоторые команды завозят для оформления соей стоянки чуть ли не машины добра, в то время как другие (обычно, сборные) мотаются по всему полигону и клянчат хотя бы веревочку, чтобы обозначить стенки. Но выход можно найти в любой ситуации!

Наши леса, к сожалению, наполнены всевозможным мусором, главным из которого являются неразлагающиеся стеклянные бутылки. Игрок! Используй пороки своих современников вдумчиво!
Наберите 4-12-... бутылок, сдерите с них этикетки и наполовину вкопайте горлышками вниз в форме квадрата. По периметру соедините бутылки скотчем или той же веревкой – тогда на этот «табурет» можно даже садиться. Если бутылок набралось много, сделайте по тому же принципу «горку» - вкопайте четное количество бутылок, в промежутки между донышками вставьте горлышки следующей порции, скрепите скотчем, и – столько уровней вверх, сколько набралось тары. Помните только, что все верхние ряды должны состоять из бутылок равной длины и формы. Закрепляйте Горку как можно прочнее. На донышки разных уровней поставьте чайные свечи и полюбуйтесь, как красиво все блестит и переливается.

Хорошим средством для создания антуража является фольга. Возьмите с собой небольшой рулон обычной хозяйственной фольги – как правило, применение ей всегда находится даже на самых «навороченных» по части бутафории играх. Сделайте для своего игрового святилища каркас из жердей и оберните эти палки фольгой – храм будет виден издалека. Также фольга послужит отличным заменителем папье-маше в полевых условиях: сделайте форму из пластилина, покройте ее фольгой и разгладьте ногтем – получится «железный» рельеф, который можно поставить на алтаре или повесить над воротами. Крепить фольгу следует скотчем или тонкой проволокой или обматывать нитками – иначе она «разворачивается», и утром вы застаете только серебристую чешую, осыпавшуюся со стен святилища.

Необходимый антураж создают также изысканные светильники из консервных банок или пластиковых бутылок (срежьте верхнюю жесткую часть ножом, тонкие стенки разрежьте полосками или зубцами, выгните венчиком – для пластиковой бутылки это делается тем же ножом, подобно тому, как завивают бумажную ленту). Подвесьте их на проволоке или гнутых гвоздях во храме, зажгите свечи и приглашайте паломников.

Еще один способ изготовления антуражных подсвечников родился на полигоне, полном подгнивающего леса. У относительно трухлявого полена лучше всего сохраняется кора и прилегающие к ней слои древесины; иногда сердцевину небольшого полена можно легко вычистить. Остальное – дело рук умельцев: из полых деревянных труб можно вырезать ножом маски или фигуры, можно просто прорезать несколько больших отверстий и украсить изделие фольгой (если никто таковой не захватил, можно всегда взять фольгу из сигаретных пачек). Внутрь ставится обычная консервная банка со свечой или просто с жиром, который можно поджечь (в этом случае светильник, конечно, довольно быстро загорается сам; но выглядит это эффектно).

Также в гнилых стояках немало гнилушек, светящихся в темноте – используйте их как ночное украшение храма!

Очень симпатичные и легкие елочные игрушки из пластиковой фольги пригодятся для оформления фэнтезийного храма (особенно «шишки», которые можно насадить на жерди ограды). Оставшийся от новогодних безумств «дождик» украсит сам алтарь.

Другие способы имитации материалов: при наличии клея и краски на игре можно превратить тот же пенек в пьедестал из диковинного камня с помощью песка или гранитной крошки. Очистите пенек от коры и луба, смажьте его клеем и посыпьте песком или крошкой (можно просто набрать горсть песка и прикладывать рукой – так песочный слой будет гуще), потом покрасьте. Можно и просто покрасить очищенное дерево – тогда алтарь будет гладким. Используйте другие «дары» цивилизации, щедро рассыпанные в лесах: крышки от кастрюль, листы железа, канистры, сетки и прочая (то, что в лесу можно найти все, что угодно, подсказывает многолетний опыт. Однажды даже был обнаружен мешок, полный «Сникерсов») . Не забывайте, что все грязное можно отмыть, почистить и превратить в нечто оригинальное. Не забывайте также после игры избавить лес от собранного вами мусора, сжигая все, что горит, и закапывая в помойки то, что должно сгнить.

Отличные философские композиции получаются из природных материалов – очистите и поставьте на алтарь красивую корягу, изгибы которой напоминают человека, спрута или кентавра. Найдите небольшой валун, распишите его красками (простой черной тушью, например) – он будет отличным украшением алтаря. В лесу всегда найдется емкость, в которую можно налить воды – вкопайте ее у алтаря, наполните водой и запустите плавать пару-тройку свечей. Даже простые букеты и венки из травы могут создать атмосферу священного покоя и просто ощущение того, что хозяева присматривают за своим храмом. Одна из самых удачных композиций, созданных нами на игре, была тема «Свет-Тень» в храме Ангмара на ХИ-93: сам храм-алтарь был построен в виде высокой пирамидальной конструкции из жердей, с трех сторон обтянут фольгой (таким образом, он отражал свет, горящий внутри); сверху свисал букет из ромашек головками вниз, снизу стоял большой куст черной омелы; два долбленых светильника в виде черепов горели по сторонам, перед алтарем стояла чаша (вогнутое дорожное зеркало), наполненная подкрашенной водой и горящими свечами. На изготовление храма и его антуража ушло около 2 часов доигрового времени (включая светильники). Но это стоило свеч – в должно оформленном месте игрокам приятнее собираться и проще почувствовать себя «в атмосфере» происходящего.


Постоянная проблема мастера – как подать информацию в игру, не нарушая при этом ни атмосферы, ни уклада жизни персонажей, и тем более не выдавая свое «божественное» эго. Довольно распространенный способ – свитки, рукописи и библиотеки, поскольку письма и записки можно подбрасывать кому угодно в неограниченном количестве. Но как отличить самописный опус на обрывке тетрадного лиска в клеточку от великой магической книги? Этой проблеме и посвящена очередная глава.

Великая библиотека магистра и рукопись, найденная в...

Существует несколько простых и быстрых способов создать игровую книгу. Те распечатки, которые вы делаете для игроков, следует подготовить примерно в таком формате: односторонняя печать тем шрифтом, который соответствует вашей игре и статусу книги (готический, «арабская» вязь, кельтика, древнерусский или красивый рукописный шрифт – все это нетрудно найти), притом размером около 20 и желательно с двойным интервалом, оставляя с обеих сторон поля в 2-3 сантиметра. Если у вас найдется тонированная бумага – будет замечательно. Однако специальная тонированная бумага стоит довольно дорого; для «древних» книг можно набрать бесплатной оберточной бумаги коричневого цвета и поганого качества, которой прокладывают пачки с хорошей писчей бумагой или нарезают листами от больших рулонов прямо в магазинах. Разумеется, в лазерный принтер это запихивать не следует; однако старый добрый матричный прекрасно берет такую бумагу. Чтобы сделать шрифт поярче и избежать матричного крапа, возьмите лист копирки, положите на оберточную бумагу, а сверху – любой черновой листок, и печатайте «бутербродом» - копирка сделает текст ярким и читабельным. Черновой лист и копирку можно использовать очень долго – матричный принтер не будет вас за это бранить. Методом «бутерброда» мы печатали даже на папиросной бумаге, имитируя папирусные рукописи.

Полученный текст сложите по порядку, чтобы в дальнейшем было удобнее работать и чтобы не возникло накладок в процессе работы.

Вторая часть книжной эпопеи – сбор коробочного гофрированного картона (чем больше, тем лучше). Разрежьте листы по формату А4+2-3 см с каждого края. Возьмите великое изобретение человечества под названием Дырокол и пробейте на одной стороне каждого куска 3-4 дырки (следите, чтобы дырки были расположены примерно одинаково), потом сложите куски картона и проденьте шнур в дыры сначала в одну сторону, потом в другую, чтобы оба конца оказались с одной стороны. Каким-нибудь ножиком (желательно тупой стороной) прочертите сгибы на картоне на расстоянии 1 см от дырок, чтобы страницы потом можно было перелистывать без проблем. Первая и последняя «страницы» будут обложкой книги, а внутренних страниц должно быть не меньше, чем распечатанных листов. При желании можно заполнить лишние страницы распечатками рисунков.

Возьмите жидко разведенный ПВА или хороший конторский клей (карандаш не рекомендуется, потому что от влажности он часто теряет клейкость, и все страницы отвалятся) и аккуратно вклейте в книгу ваши распечатки (со 2-й страницы и далее).

На кризисный случай, если вы что-то не рассчитали и картонных страниц не хватило, помните: гофрированный картон хорош тем, что он состоит из 2х слоев. Аккуратно разделите страницы надвое и удалите гофрированную прослойку – так вы умножите количество страниц.

Обложка будет зависеть от значимости книги для игры. «Серийные» книжки (если у вас много одинаковых библиотек по стоянкам) могут вообще особо не оформляться – или покрасьте их несмываемой тушью. Более ценные экземпляры можно: оклеивать тканью или кожей, самоклеющейся пленкой или оберточной подарочной бумагой; украсить железными уголками (в любом галантерейном магазине вы найдете такие уголки для кожаных воротников и поясов, по грошовой цене); навесить на них замки (китайские «сумочные» замочки стоят недорого, к ним прилагаются 2-3 ключа, что повысит секретность книги); нашить или приклеить стразы; сделать тиснение с помощью толстой проволоки и пресса. Корешок заклеивается кожезаменителем или плотной тканью.
Картонная книга помогает решить древнюю проблему игроков: как сделать так, чтобы какой-нибудь «грамотей» не зачитал в карман всю библиотеку и не ушел с нею в глухие леса. Согласитесь, «забыть» в кармане или сумке книгу-фолио трудно. А если их несколько, то унести библиотеку становится крайне сложно. Равно как искать нужную инкунабулу будет легче.

Другой способ создания книги – «восточный» метод: распечатки делаются на рулонной бумаге (или склеиваются в стык), и к обоим концам свитка приклеиваются картонные трубки (их бывает много в тех учреждениях, которые пользуются принтерной рулонной бумагой – это сердцевинка). Свиток сворачивается с двух сторон, накручиваясь на трубки, которые потом соединяют толстым шнуром, пропущенным через отверстия трубок. Настоятельно рекомендуется шнур к одной из трубок приклеить, чтобы в процессе игры он не потерялся. Такие книги могут быть разного формата и не нуждаются в дополнительном оформлении – хотя нитяные кисточки, оклеенные золотой фольгой выступающие края трубок и коробка-футляр, без сомнения, украсят книгу и повысят ее ценность.
Еще один способ создания книги – сшивной метод. Для него требуются листы формата А3, поэтому особенно дешевым его не назовешь. Однако такие книги пригодятся для создания в игре летописей или иного рукописного творчества. Листы складываются пополам. Гофрированный картон режется на полоски по длине сложенного листа и шириной 3 см. Вложите одну полоску внутрь сложенного листа, а другую – на сгиб снаружи. Пробейте дыроколом или проколите шилом несколько дырок. Несколько таких листов и картонных прослоек сшейте суровой нитью по отверстиям и промажьте по корешку ПВА. Обложку придется делать отдельно, причем первый и последний листок вы приклеиваете прямо к этой обложке, закрывая сгибы ткани или бумаги, которыми вы ее обтянули. Корешок книги вы делаете на обложке до того, как соедините ее с телом книги, стараясь, чтобы он не был шире толщины книги. Картонные прослойки создадут необходимую толщину, и хотя сама книжка не будет богата страницами, ощущение ее наполненности будет присутствовать.

Наличие таких книг так или иначе вынуждает игроков заботиться об их сохранности и придает игре «летописцев» особый шарм. Не говоря уж о чародеях – тут реальная ощутимая колдовская книга просто необходима для создания магического антуража. Приятнее видеть возле костра чародея, погруженного в чтение настоящей книги, чем судорожно перебирающего клочки бумаги в поисках нужного заклинания.

Отдельная строка повествования – свитки и письма. Изготовление свитка не составляет большой проблемы; все упирается лишь в проблему запечатывания. Часто свитки используются в играх фэнтезийной направленности как способ прочесть заклинание; разумеется, после применения свиток уничтожается, поэтому таких текстов приходится готовить очень и очень много. Хороший способ сделать свиток «самоуничтожающимся» - сворачивать его в трубочку и заклеивать тонкой полоской цветного скотча или цветной бумаги. Чтобы прочесть заклинание, «печать» придется сорвать, и вторично свиток не удастся использовать. Более того, это позволит сэкономить на распечатках, потому что использованные бумажки маг на стоянке может отдать техмастеру, который снова сможет их запечатать.

Письма на игре составляют некоторую проблему психологического характера. Дело в том, что современные игроки во многом утратили привычку к эпистолярному жанру или работают с письмами только на компьютере. Очень трудно в этих случаях преодолеть сложившийся сленг и стиль послания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем мастерам на играх, связанных с большим количеством дипломатии, внутренних интриг или просто довлеющей массы аристократии ввести в командах должность писаря – человека, более-менее сведущего в ремесле, грамотного и стильного, могущего подать невнятные указания своего лорда-конунга-князя-сеньора в должном оформлении.
Что касается формы письма, то свиточный вариант был распространен только в сочетании с футляром, и запечатывался не только свиток, но и сам футляр. На прямоугольное письмо можно поставить гораздо больше защитных штучек, чем на свиток. Как правило, это обвязка крестом с обязательными печатями на пересечении шнуров, двойная печать по краям или с «открывашкой» - куском втиснутого в сургуч шнура, который соединял края письма. Сами письма складывали в зависимости от степени секретности треугольником (как позже военные письма), квадратом с углами, загнутыми к центру (такое письмо заворачивали во второй слой) или втрое или вчетверо, оставляя края незамкнутыми и, в принципе, доступными для постороннего взора.

На игре сургуч обычно заменяют воском, а точнее, парафином хозяйственных свечек. В результате на бумаге образуется жирное пятно, на месте которого проступает текст (и того хуже – расплываются чернила шариковых ручек, которыми обычно все это и пишется), а сама печать отваливается. Для игроков, которые готовятся на роли аристократов, мы можем посоветовать приобрести отечественные восковые мелки – они хорошо плавятся, не дают жирного пятна и, благодаря красителю, выглядят весьма стильно. Если нет времени, денег и желания – рекомендуем расплавленный воск свечи смешать с мукой (на дне мешков с рисом или макаронами можно немного наскрести) или тонким пеплом – это немного пригасит жир,- и капать на бумагу только тогда, когда капля станет тягучей, вязкой. Восковая печать очень хрупка и требует бережного отношения гонца, так что в 99% случаев адресат так и не узнает, читал ли кто-нибудь посторонний по дороге это тайное послание – когда письмо попадает к адресату в руки, печать превращается в смазанное крошево.

Поэтому для секретных донесений мы все-таки рекомендуем футляры – плоские или тубусообразные маленькие коробочки, которые гонец может положить в мешок или прицепить к поясу.

Стильность письма также определяется методом его написания. Если вы используете синюю шариковую ручку и пишете левой рукой на правой коленке соседа, будьте уверены в том, что половину вашего послания никто не сумеет разобрать. Разумеется, добиваться от игрока каллиграфического почерка никто не будет (хотя и жаль ), но постарайтесь хотя бы писать аккуратно. Эффект каллиграфического пера создает маркер с плоским скошенным жалом (только не выбирайте слишком широкий, иначе придется писать огромными буквами) или плакатное перо – но чтобы быстро писать последним, требуется терпение и некоторый доигровой навык. Правильное оформление «тела» письма также придает бумажке особый смысл и творит часть игровой атмосферы. При написании официального документа, послания одной титулованной особы к другой, не забудьте указать хотя бы один из титулов адресата. Вышестоящий по рангу упоминается первым (например: «Его преосвященство кардинал Валенсии – к монсеньору барону Тирскому» или «Его преосвященству кардиналу Валенсии – от барона Тирского») в «шапке» письма, которая пишется на уровне обычного заголовка, а не так, как в нынешних заявлениях. Если удается вывести игровое число и год, впишите его вместе с подписью – это поможет потом в игре («Вы прислали мне свой отряд только в мае, а я писал вам письмо аж в сентябре! И вы еще считаете себя моим союзником?!»). Писарь также оставляет свой автограф в самом конце письма – чтобы адресат знал, кого упрекать за возможные описки и двусмысленности. Хорошие писари были посвящены в государственные и личные тайны монархов и были весьма почитаемы. Хотя и жили, опасаясь нежданного удара исподтишка за то, что знают слишком много.

И последнее, что хочется сказать мастерам и игрокам – не поленитесь взять на игру несколько листов простой белой нелинованной бумаги, чтобы потом не пришлось клянчить по всему полигону клочки тетрадных листов или обрывки правил для своих писем.

Автор: Оксана Романова
Ссылка на источник

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон