Зимние игры: тут нечего бояться

Статья написана на основе одноименного доклада, который был прочитан авторами 20 марта 2010 г. на КомКоне

За два десятилетия ролевые игры претерпели значительные изменения. В погоне за новыми ощущениями ролевики придумывают себе новые сложности. Выходных летом давно уже на всех не хватает. Однако зимним играм до сих пор уделяется чересчур мало внимания. А ведь зимние месяцы — это не только возможность провести свою игру без жесткой конкуренции, но и весьма эффективный способ выделиться из массы безликих проектов. Мы написали данный текст, чтобы показать вам всю прелесть зимних игр. Разумеется, проведение подобных мероприятий сопряжено с рядом сложностей. И многих ролевиков все эти сложности, мягко говоря, пугают. Уверяем вас: тут нечего бояться!

Разновидности зимних игр

  1. Играем на турбазе
  2. Играем в лесу, живем в тепле
  3. Играем 1 день в лесу
  4. Играем в лесу с ночевками

Первый вариант вообще не рассматриваем — доля экстрима там минимальна. Вторая разновидность пока только набирает обороты и, наверное, будет пользоваться успехом у ленивых москвичей, которые любят комфорт. Характерные примеры: «Надежда» (МГ «Лестница в небо», январь 2010 г.) и «Сказки людей озера» (они же — «Чукчи», МГ «Плавучий дом», 2002 и 2005 гг.).

Третий вариант — это уже почти полноценная зимняя игра: приезжаем на полигон утром, играем целый день, вечером уезжаем домой. А вообще — он сильно перекликается со вторым, просто до тепла здесь добираться существенно дольше. И всё-таки ночевка — наиболее сложный момент, поэтому нас интересует четвертый вариант — когда необходимо жить в палатках в зимнем лесу. Мы хотим рассказать именно о нём.

Готовясь семинару на КомКоне, мы проштудировали разные древние календари на предмет наличия в них зимних игр. Результат был ожидаем — таких игр удивительно мало! Полноценных зимних проводилось всего две — «Клондайк: Золотая лихорадка» (МТГ «Бастилия», февраль 2008 г.) и «Вестерос: Сердце зимы» (МГ «Obsidian», февраль 2010 г.).

Из относительно недавних игр типа «играем в лесу, ночуем в тепле» — только уже вышеупомянутые «Сказки людей озера» и «Надежда». Ну и, конечно, было несколько однодневок, но они не оставили особый след в истории.

Особенности зимних игр

Поскольку направление зимних игр по-прежнему является молодым и нераскрученным, готовых решений по их проведению не существует. Вопросов пока больше, чем ответов. Тем не менее, пора уже начинать собирать полезную информацию. Итак, зимние игры характеризуются следующими особенностями:

Отстутствие конкуренции
Легкость выбора полигона
Малое количество игроков
Отсутствие строяка
Короткий световой день
Низкий уровень антуража
Больше времени уходит на быт
Эвакуация, а не медики

1. Летом выходных на всех не хватает, но зимой таких проблем пока нет. Поэтому пункт № 1 все еще более-менее актуален. Впрочем, конкуренция уже начинается — мастера игр на турбазах протягивают свои загребущие руки к посленовогодним праздникам, а также к выходным вокруг 23 февраля и 8 марта.

2. Полигон зимой выбрать достаточно просто: нашел нужное место в лесу и играй на здоровье. Грибники, цивилы и отсутствие водоема зимой — не проблема.

3. Пункт № 3 — объективная реальность. «Малое количествво» — это в нашем понимании 50 игроков. Было бы здорово собрать хотя бы сотню, но, видимо, пока не судьба. Ну а про 150-200 игроков вообще пока молчим.

4. Пункт № 4 мы сначала хотели назвать «отсутствие крупного строяка», но, подумав, оставили так. Отсутствие строяка на зимних играх — настоящая проблема. С этим надо что-то делать, чтобы не было скромных висящих тряпочек и мозолящих глаза палаток.

5. Зимой темнеет рано — уже часов в 18:00 — а ролевики привыкли играть допоздна. Следовательно, надо продумать игровой процесс так, чтобы ближе к вечеру у народа была возможность продолжить игру в пассивном режиме там, где потеплее. Мы подчеркиваем — хоть и в пассивном, но игру.

Потому что, если этот момент не продумать, пьянка начнется уже вечером. А до ночи, напоминаем, еще далеко!

6. Качество «зимних» костюмов несколько хромает. Причины просты — люди делают больший упор на утепленность, нежели красоту.

Однако если применить хитрый способ под названием «четкие указания по костюму», проблема решается. Об этом будет сказано чуть ниже.

7. Зимой времени на быт уходит существенно больше. Это вам не летний выезд, где можно просто поставить палатку, а ночью завалиться в нее спать. Надо вытаптывать снег, надо постоянно иметь запас дров, надо поддерживать костер или печку, надо топить снег для приготовления еды, надо долго обустраивать уютное гнездышко для ночевки... Короче, одна из главных задач мастеров — сделать так, чтобы игроки не тратили все силы на обустройство быта. После хозяйственных работ у них еще должно оставаться желание играть. Поэтому зимой надо организовать игровые локации так, чтобы у участников всегда была возможность погреться и перекусить. И это — задача мастеров!

8. И последний пункт — в зимнем лесу больший упор нужно делать не на полигонных медиков, а на способы быстрой эвакуации пострадавших с полигона. Причины просты: холод очень быстро высасывает из человека жизненные силы.

В вышеприведенном списке намеренно отсутствует пункт «Повышенная опасность». Во-первых, это и так очевидно. Во-вторых, выживанию в зимнем лесу будет посвящена 2-я часть данной статьи.

А пока — вернемся к «лирике». Немаловажным вопросом является «Во что играть зимой?». Пока игр мало, концепция проста — человек борется с суровой природой за собственное выживание, при этом общее духовное состояние игрока передается его персонажу. Если игрок окажется слаб — это не замедлит сказаться на его персонаже, и наоборот. Но этот подход скоро себя изживет. Зимние игры про преодолевание холода и трудностей со временем превратятся в боян. Надо потихоньку придумывать что-то новое.

Но тут уж пусть каждый мастер сам решает, во что ему играть, используя зимнюю природу лишь как фон. В любом случае — многие из «классических» ролевых миров можно использовать в их зимней фазе.

Интересные находки мастеров

Типичные проблемы уже прошедших игр мы вроде постарались упомянуть выше, теперь стоить отметить и некоторые интересные находки мастеров.

Начнем с «Клондайка». Себя хвалить сложно, поэтому приведем только одну характерную вещь. Как метко выразился один из участников, «когда игроку было скучно, он шел копать». Т.е. персонаж уходил заниматься тем, зачем он собственно и приехал на Аляску — добывать золото. Ну а уже в связи с этим и возникали всяческие замесы и приключения.

К сожалению, на «Сказках людей озера» нас не было, поэтому приходится судить со стороны. Во-первых, в правилах была прописана очень интересная игровая механика (статусы, обычаи, система боевки и колдовства). После прочтения становится понятно, во что играть всяким околопервобытным людям. Когда мы мастерили индейцев на «Клондайке» и «16-м веке», было очень сложно придумывать им сюжетные замесы. Во-вторых, нельзя не отметить качественные прикиды игроков.

Мораль проста — надо писать четкие указания по прикидам. И тогда — кто бы мог подумать? — народ реально им следует. К слову, на «Клондайке» мы обязали всех женщин носить юбки (поверх теплых штанов, разумеется). И это сработало — все женщины действительно были в юбках!

Несмотря на все минусы «Вестероса», следует отметить и положительные моменты этой игры. Мы насчитали целых полтора. Во-первых, куча народу была на лыжах. Для нас стало большой неожиданностью, что у стольких ролевиков есть лыжи! В общем, это обязательно надо брать на заметку. Лыжи зимой — настоящее спасение. Вторая находка была бы полноценной, если бы мастера осилили ее реализовать. Поэтому расскажем, что планировалось. Два раза в день — в два часа дня и в десять часов вечера — на полигоне предполагалось проводить перекличку. В реалиях игры это должны были быть всеобщие сборы для решения различных вопросов или собственно перекличка (у Дозора). Не явившихся на сбор локация должна была искать в течение 40 минут по игре, после этого — всем полигоном по жизни. Мы не утверждаем, что переклички — это панацея от всех бед, но на заметку взять стоит.

Судя по отзывам игроков с «Надежды», холод снаружи домиков отлично моделировал агрессивную внешнюю среду. А необходимость надевать большое количество теплых вещей выполняло еще и погруженческую функцию — не «хоп-хоп, побежал», а полноценно экипировался как перед боем. Тем не менее, народ ругался на то, что респираторы в купе с защитными очками очень активно собирали конденсат от дыхания.

Спорные моменты

В общем, прецедентов пока было мало, поэтому, как мы уже упоминали выше, по-прежнему есть много спорных моментов:

  1. 1 локация или несколько?
  2. Степень комфорта?
  3. Контроль выполнения ТБ
  4. Что делать при −25°С?
  5. Надо ли топить снег?

1. Не ясно, что предпочтительнее отстраивать зимой — одну большую локацию или несколько разнесённых по полигону? На данный момент мы считаем, что несколько разнесенных — лучше. Ибо одна из фич зимней игры — именно в перемещении по заснеженному лесу. Дальние походы по непротоптанным тропинкам реально тяжелы, т.е. быстро сгонять в соседнюю локацию у игрока не получится.

2. Мы уже сказали, что игрокам надо предоставить место для обогрева и перекуса. Но возникает вопрос: насколько сильно заморачиваться на увеличение комфорта? В конце-концов, можно дойти до проведения электричества на полигоне и снабжения каждой палатки печкой. Однако это уже маразм — в таком случае проще сразу провести игру не в лесу, а на турбазе.

3. Надо назначать специально обученных людей, которые следили бы за выполнением игроками инструктажа по технике безопасности. Однако не ясно, как органично вписать их в рамки игры, чтобы не получилась ролевая игра «учитель отчитывает нерадивого ученика»?

4. Важный момент: что делать, если совсем звездец (например, тепература −25°C)? Понятное дело, что некоторые в этом случае предпочтут вообще не ехать на игру. А как быть с теми, кто всё-таки приехал? Или если сначала температура была приемлемая, а потом резко похолодало? В общем, тут надо что-то придумывать — чтобы было чем занять игроков, которые засели в теплом трактире и боятся вылезать.

5. Еще одна проблема вскрылась непосредственно на семинаре, во время обсуждения. Возможно, не стоит ориентироваться на растаявший снег в качестве источника воды. Очень уж трудоемок процесс его растопки — надо либо много дров, либо много времени. Стандартные туристические газовые баллоны не справляются с большими объемами. Поэтому есть два выхода, и оба достаточно спорные: завозить воду в пластиковых бутылках, либо все-таки выбирать полигон рядом с водоемом, и рубить во льду прорубь.

Выживание в зимнем лесу

Год назад тема зимних игр муссировалась на ролевом форуме. Тогда народ разделился на две стороны. В первом лагере были люди с позицией: «Я на зимних играх не был, и не собираюсь, потому что это очень опасно, нужна мощная техника безопасности, дорогое снаряжение и вообще». А люди из второго лагеря им возражали: «Играть зимой можно и нужно. Да это риск, но если соблюдать ряд условий — всё будет хорошо».

В том обсуждении в лагере пессимистов промелькнула одна очень умная мысль — «При любой снаряге, при любых супер-пупер теплых спальниках и пуховиках есть риск застудить себе что-нибудь». Остается добавить к этой мысли «...в любое время года». Короче, на многочисленные выпады противников зимних игр мы можем сказать одно: игроки, конечно, по-умолчанию, идиоты, но всё-таки не настолько! Инстинкт самосохранения есть у каждого. Ну а задача мастеров — грамотно проинструктировать своих игроков перед игрой.

Про выживание в зимнем лесу мы расскажем только самые основные вещи. Подробный текст был написан еще для «Клондайка» — его можно найти, в частности, на Бастилии. Основная особенность статьи заключается в том, что она, в отличие от остальных подобных, не заумная. Там простыми словами рассказаны те вещи, которые мы проверили на себе. А здесь мы еще раз пробежимся по основным моментам:

1. Главный враг зимнего походника — влага, а не холод. Следует понимать, что ваши вещи будут мокнуть в любом случае, потому следует взять побольше сменной одежды. Она не обязательно должна быть дорогой и супер-теплой. Главное — чтобы ее было много.

2. Во время добирания до полигона на Вас должна быть надета лишь лёгкая куртка (или даже просто свитер). Хотим мы того или нет, но под рюкзаком спина потеет, поэтому крайне важно не надевать на себя много теплых шмоток сразу. Лучше это сделать сразу же по приходу на стоянку.

3. Лапник или утрамбованный снег в качестве теплоизоляции. Умные статьи рекомендуют сначала утрамбовать снег, потом подождать час, пока он подмерзнет, и только после этого ставить палатку. Такой способ мы, честно говоря, не пробовали, но звучит вполне убедительно. Также под дно палатки следует постелить лапник — это очень хорошая теплоизоляция.

4. На ночь обязательно наденьте шапку, и дополнительно утеплите ноги — они мёрзнут больше всего. Ни в коем случае не cпите в обуви — это препятствует нормальному кровообращению (следовательно, будет холоднее)! Готовиться ко сну зимой не так просто, как летом. Это длительный процесс. Нужно надеть дополнительную одежду, закутаться в несколько спальников/одеял. В целом это не сложно, но все равно нельзя просто залезть в палатку и уснуть.

5. В зимнем лесу крайне необходимо освещение. Световой день зимой короткий, потому каждому человек должен иметь личный фонарик. Это особенно важно в свете того, что все любят играть (или просто тусить) допоздна. Фонарик жизненно необходим для приготовлений ко сну. В темной палатке гораздо сложнее отыскать всё что нужно для сна.

6. Вам всё равно будет холодно. Тут не нужно обманываться, Вы будете мерзнуть. Но если все сделать правильно, то ночной холод зимой вполне сравним с ночевками в мае.

Снаряжение для комфортного проживания

Чтобы не мерзнуть в обычном «летнем» снаряжении, мастера зимних игр всё же должны потратиться. Или не только мастера, но и игроки, желающие окружить себя комфортом. В общем, надо приобрести зимний шатер и печку в него.

Шатер «Зима-У»

Шатер «Зима-У» — круглая палатка диаметром 4,5 метра. Официально рассчитана на 12 человек, но с учетом рюкзаков и печки в ней будет комфортно жить вдесятером. Цена такой палатки на сегодняшний день — 12850 р.

Тент к шатру

Шатер рекомендуется снабдить специальным тентом. Тогда палатка не будет бояться дождя (т.е. может использоваться и летом) и мокрого снега. К тому же, зимой в ней будет теплее. Цена — 3500 р.

Печка-буржуйка

В «Снаряжении» продаются компактные туристические печки. В сложенном виде эта печка убирается в сумку габаритами 300×250×200 мм. Одной такой маленькой печки, если ее хорошенько раскочегарить, хватает, чтобы в зимнем шатре было реально жарко! Едиственный минус: печка-буржуйка — это не русская печь. Чтобы она грела постоянно, в нее нужно регулярно подкладывать дрова, иначе остынет. В 2008 г. мы купили тяжелые (по 6 кг), но достаточно дешевые печки за 2300 р. Сейчас в продаже доступны только понтовые легкие печки из нержавейки за 4800 р. Вес вообще смешной — 3 кг.

В общем, если сложить 3 этих вещи, получается следующая сумма:

  • Шатер «Зима У» — 12850 р.
  • Тент к шатру — 3500 р.
  • Печка-буржуйка — 4800 р.

ИТОГО: 21150 р.*

* Цены взяты из прайса питерской фирмы «Снаряжение» от 08.04.2010 с учетом 15% скидки, которая у нас там есть. Предполагается, что человек, затаривающийся на пару десятков тысяч, найдет способ получить скидку.

Существуют и альтернативные варианты вышеупомянутого снаряжения:

1. Вместо зимнего шатра использовать палатку Normal Алтай 12. Рассчитана на 12 человек. Она обойдется дешевле, но там нет штатных стоек и дна.

2. Вместо шатра — чум экспедиционный. Официально рассчитан на 10 человек. Для комфортного проживания — не больше 6-7. Такие чумы были у некоторых индейцев на игре «XVI век: Шаг в бессмертие» в качестве типи. Летом 2009 г. с учетом скидок и пола-непромокайки он обошелся в 11500 рублей.

3. Вместо обычной дровяной печки-буржуйки можно использовать дизельные печки. Если бы мы знали о таких печках раньше, то закупались бы для «Клондайка» ими, а не буржуйками. К сожалению, посмотреть на дизельные печки в действии нам не удалось, поэтому приходится довольствоваться информацией из интернета.

Например, у этого агрегата под жутким названием «Солярогаз Турист ПО-2,5 (Чудо-печь)» соблазнительные ТТХ: цена — около 2000 р. Вес: 5,3 кг. Емкость топливного бака: 2 л. Время горения 1 заправки: 10 — 12 ч. Из минусов — говорят, что разжигать и тушить дизельные печки надо на улице, а то будет сильно вонять.

Вместо эпилога

Очень хочется верить, что всё вышеописанное не отпугнет потенциальных игроков, а наоборот — заставит задуматься. Зимние игры — это не только новые ощущения. Это целое направление ролевых игр, которое так или иначе будет развиваться. Почему бы не оказаться среди его пионеров?

P.S.: Выражаем благодарность Артемке за фото с игры «Сказки людей озера», Вай Цзы — за фото с «Надежды», Кайли — за фото с «Вестероса», Амазонке — за фото экспедиционного чума.

Авторы: Борис Земсков (Скракан), Леонид Исполатов (Вер)
Ссылка на источник

Комментарии

Oreolek аватар

Из тёплых вещей самые ценные - шерстяные, потому что шерсть греет даже когда холодная. Всё остальное если промокнет - тут же потеряет всю ценность как теплое.

Рауль аватар

Для нас в Сибири - опыт неприменим.
Подумать только - минус 25 это, оказывается, жуткий мороз и ЧП!!!

Матильда аватар

А смысл в таком мазохизме?

Мой весьма небольшой опыт зимних походов показывает, что зимний поход с ночевкой в лесу и так отнимает вагон моральных и физических сил, нахрен при этом ролевая игра? Которая так же отнимает вагон сил. Кроме того я в принципе не фанат зимних походов. Ходила пару раз, больше не хочу, хотя все было идеально. Просто не нравится.

Кароче, уютная теплая база - вполне наш выбор.

Ванесса аватар

Меня хватило ровно на один зимний поход, та еще развлекушка, прямо скажем.
Наверное, я не против зимней романтики, но только с наличием теплых домиков, горячей бани и всяких прочих благ цивилизации. Ну и можно тогда хоть золото мыть, хоть снежную крепость штурмовать :)

Матильда аватар

Ну вот да, я не вижу смысла в таких играх. Зимний поход - это в принципе на любителя, а еще же надо что бы эти любители совпали с любителями РИ. Плюс куча ограничений по здоровью. Плюс риск. На базе- вся та же прелесть зимы, но без ограничений и с комфортом.

DrAcula аватар

Так же в Сибири можно рассматривать вариант играем в лесу, живем на базе.

Reptiliya аватар

Я вот, в наших Сибирях диких и заснеженных, считаю, что зимняя ролевая игра может быть ТОЛЬКО на базе.
Ибо минус 25, рассматриваемые тут как ужас-ужас, у нас вполне себе обычная температура. Так что в пень глубокий игру на улице в морозы. В морозы надо дома под пледом сидеть, со включенным обогревателем.

Ванесса аватар

Ну почему же... Мне кажется, на улице можно поиграть... Это очень даже красиво может быть.
Только жить при этом надо не в палатках, у нас это чересчур рискованное дело,
а на базе какой-нибудь. Вроде вот этой:

dasher аватар

При моем "букете" заболеваний, обостряющихся при замерзании... Мне даже читать такое страшно и больно...

Аэн аватар

Хорошая статья, одобряю. Вообще, за всемерную экспансию РИ. Играть можно зимой, на острове в океане, на океанском лайнере, под водой и в космосе - главное, чтобы нашлась МГ, которая затеет такую игру, а остальное приложится.

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон