Создание игровой библиотеки

Речь в этой статье пойдет о технической стороне вопроса создания банка игровых документов. Мне тут из-за плеча подсказывают, что вообще бумаги на игре – штука ненужная и особых усилий не стоит. Но я с этим в корне не согласна, так что начинаю этот мануал, и буду рада, если он кому-то принесет пользу.

Начнем с определения, чтобы потом не путаться.

Игровая библиотека – это все бумажные документы, имеющие свободное хождение на вашей игре.

Для чего, на мой взгляд, нужна эта самая игровая библиотека, и что хорошего от нее игре?

1. Документальное подтверждение традиций и обычаев. Если у вас в документах периодически будет встречаться описание того, как кто у вас в мире себя вел и что из этого получилось, это будет периодически напоминать игрокам, над чем смеются, а за что убивают.

2. Описанное приключение может спровоцировать заморочку прямо на игре. Бывает так, что игрок заскучал, зашел в кабак, решил полистать книжку, а там описаны приключения человека, который нашел какую-нибудь «Книгу тайн»… В принципе, он может сразу же забыть прочитанное, а может и нет. Может начать наводить справки, искать, разведывать, следить за кем-то. И даже неважно, есть ли эта «книга тайн» вообще, приключенческий процесс начался, и завести он может в результате куда угодно.

3. Ответы на случайные вопросы. Ну, или на те вопросы, которые игроки даже и не думали задавать. Это могут быть описанные в мемуарах боевые действия с уточнением обстоятельств гибели какого-нибудь короля, могут быть детали бракоразводного процесса, принятого в этой местности, может быть туманное описание какого-то непонятного ритуала, которое поможет сформировать понимание того, как, собственно, ритуалы делаются…

4. И еще – доступные игровые документы обеспечат полезный досуг на игре в моменте, когда ноги уже не бегут, и хочется передохнуть.

Пункт первый. Сколько вешать?

Функциональную часть библиотеки мы для простоты опустим. В смысле – если у вас на игре есть бумаги, которые несут на себе какие-то важные функции (по ним можно изучить магические заклинания, там описаны важные события прошлого, отвечающие на вопросы настоящего, или скрыты разные там истинные имена), вы справитесь с этим самостоятельно. Однако, когда вы их распечатаете и приведете в должный вид, то станет понятно, что именоваться «библиотекой» эта чахлая горка бумажек не имеет права. Да и неплохо бы попрятать сии ценные доки в большом количестве им подобных. Примерное соотношение полезных к бесполезным докам в тех библиотеках, которые создавала я, - один к десяти примерно. На один важный документ – десять мусорных. Соотношение в принципе может быть любым, но мусорных доков должно быть сильно больше.

Пункт второй. Мусорные доки.

Вот здесь вам придется определиться, какие вообще бумаги имеют хождение у вас на игре. Давайте прикинем, что может быть вообще:

1. Дневники и мемуары. Бывают практически в любом мире, где есть письменность.

2. Архивы стражи/тюрьмы/тайного сыска. Если таковые службы на игре есть, значит у них могут быть доносы, протоколы допросов и материалы расследований.

3. Священные писания и прочие, связанные с религией тексты.

4. Письма.

5. Научные и магические трактаты. Могут присутствовать тоже практически на любой игре, независимо от того, моделируется на ней магия или наука или нет.

6. Бюрократические документы. Завещания, дарственные, долговые расписки, реестры, статуты, указы и прочие официальные бумаги.

7. Художественная литература и народное творчество. Также есть в любом мире в том или ином виде.

Если покопаться, наверняка можно придумать еще парочку типов, особенно для какой-нибудь специфической игры, но смысл, думаю, уже ясен, да? Собственно, чаще всего к тем же самым типам относятся и полезные документы. Чтобы они спокойно растворились в море себе подобных бумаг.

Пункт третий. Время и содержание.

В принципе, вы можете написать все тексты для вашей игры сами. Если вы решились на этот подвиг, то начинайте делать это (писать-писать-писать) еще до того, как сообщили о вашей игре широкой публике. Если вы отложите работу над текстами на когда-нибудь потом, то в конце концов у вас толком не будет библиотеки.

Если вы не готовы на подвиги и свершения, то воспользуетесь текстами, написанными кем-то другим. Где берутся такие тексты?

1. Реально написанные исторические документы – статуты, законы, указы, письма, отчеты из экспедиций, допросы и всякое такое остальное. Где их берут? Разумеется, находят на специализированных сайтах. Самый лучший из подобных ресурсов, известных мне – Восточная литература - библиотека текстов средневековья. Это просто кладезь всех и всяческих документов, причем постоянно обновляющийся кладезь. Всячески рекомендую, может пригодиться не только в процессе создания библиотеки, а вообще… Минутка рекламы закончена, продолжаем по делу. Берете исторический документ, вычитываете его внимательно, правите где надо имена и названия и элемент библиотеки готов.

2. Тексты из компьютерных игр. В конторах, которые делают компьютерные игры, работают многие толпы креаторов, которые сочиняют все эти тексты. Ну просто грех не воспользоваться. Я в компьютерных играх не особый специалист, и сравнительный анализ информационного наполнения разных игр проводить не буду, скажу только, что самый лучший из мне попадавшихся ресурс – это Летописи Тамриэля. Этот сайт посвящен всей серии The Elder Scrolls, и в числе всего прочего там есть книги, встречающиеся в этих компьютерных играх. Кстати, набор текстов там очень фееричен, в сущности, можно приходить на этот сайт и учиться, как делать игровые библиотеки, и о чем должны быть тексты. Рекламка, опять-таки, закончена, продолжаем. Берете эти книги-тексты-письма, вычитываете, меняете имена и названия – и вот ваша библиотека пополнилась еще несколькими замечательными текстами.

3. Подходящие отрывки из художественной литературы, стихи, отражающие дух игры, реальные тексты, которые просто вам понравились.

4. Творчество душевнобольных. В Интернете полно сайтов, где делятся своими мистическими произведениями разные … эээ… странные люди. Этот сказочный бред тоже может найти свое применение на игре.

5. Творчество игроков. Вообще-то игроки – народ довольно ленивый, так что целиком рассчитывать на этот пункт я бы не стала. Но в любом случае, если получится вовлечь их в творческий процесс работы над игрой, это уже гуд. Получить с игроков доки можно разными методами. Можно попробовать в приказном порядке: «взнос на игру состоит из N рублей, двух бутылок вина и соответствующе оформленного игрового документа (если вы не хотите возиться с оформлением, пришлите его нам по электронной почте)». Можно пообещать за участие в создании банка игровых документов плюшек и бонусов. Можно просто попросить. В общем, мотивация игроков на созидательную деятельность – процесс творческий, методы можно изобретать разные.

NB. Про имена и названия. Будет лучше, если в документах будут фигурировать названия местнотей, в которых вы играете, а действющими лицами мемуаров и дневников, или авторами произведений будут персонажи реальных игроков или предки этих персонажей. Тогда книги сами по себе вроде бы бесполезные, станут библиографической или семейной ценностью.

Пункт четвертый. Моделирование других языков.

Вообще, по моему личному опыту, лучше особо другими языками не злоупотреблять.
Но бывает так, что необходимо. Действительно создавать чужой язык – задача адски трудоемкая, а главное – особой необходимости в этом нет. Проще всего сделать экзотические документы, воспользовавшись экзотическими шрифтами. Взять их можно в самых разных местах, чтобы найти места их гнездования, достаточно набрать в Гугле «символьные шрифты скачать бесплатно».

А дальше – устанавливаете шрифт, берете ваш документ, выделяете все и меняете шрифт. В результате получается набор малопонятных кривулек или картинок.

Если задача покажется вам слишком простой (действительно, расшифровать такой текст – никаких проблем, пара часов времени), то можно все усложнить следующими способами:

- Перед тем, как менять шрифт, переведите ваш текст на транслит (запишите латинскими буквами). Вручную это делать необязательно, можно сходить на сайт Транслитерация или ему подобный, и машина все сделает за вас.

- Убрать знаки препинания.

- Ну или вообще убрать пробелы. Тогда расшифровать этот текст смогут только те люди, которым вы еще до игры выдадите табличку с шифром.

Пункт пятый. Оформление.

Тут все как бы и просто, и сложно.
В принципе, можно вообще не заморачиваться. Поиграться со шрифтами, просто распечатать на принтере, скрепить степлером многостраничные документы и так и оставить. Читать такие доки проще всего, но антуража игре они не добавляют совершенно.

Можно оформить документы, воспользовавшись нашим мануалом. Отдельный подробный мануал по изготовлению эффектных книг обещаем в скором времени. А пока – краткое пособие, как сделать быстро много простеньких книжек. Вам понадобятся распечатки ваших текстов, которые вы собрались переплетать (лучше А5, тогда страничек в книжках получится больше), некоторое количество больших картонных коробок (если вы перед этим покупали мебель – отлично!), дырокол, нож и пеньковая веревка.

Для начала режете картон ножом на кусочки нужного формата (в зависимости от распечаток). Потом берете два куска картона и своевременно приготовленные листочки книги, протыкаете все это с одной стороны дыроколом и связываете в единое целое пеньковой веревкой. Можно тесьмой или шнуром, на ваш выбор. Потом, если у вас есть время, оформляете обложку - рисуете красками название, наклеиваете заблаговременно распечатанный титульный лист, обтягиваете тканью, оформляете стразиками и прочими блестяшками или чем хотите. Книга готова.

Помните главное – весь этот процесс отнимает очень много времени, так что рассчитывайте свои силы. В смысле – принимайтесь за накопление готовых книг-документов как можно раньше, потому как в последние дни перед игрой есть еще масса других занятий.

Пункт последний. Что теперь с этим всем делать?

У вас все получилось. Впечатляющая гора книг, свитков, бумаг разной степени потрепанности, тетрадей и бортжурналов возвышается перед вами. Теперь надо распределить ее по полигону. И речь у нас снова пойдет исключительно про документы мусорные, потому как куда девать важные и полезные доки, вы решите сами.

Итак, куда девать доки, чтобы они принесли пользу, и ваша работа не пропала зря?

1. Публичная библиотека. Доступная всем и каждому. Где за деньги дают почитать книжки. Или бесплатно дают. Условия неважны, главное, чтобы они были выполнимы для большинства игроков.

2. Кабаки, кофейни, рюмочные. Осмотрите набор ваших игровых заведений и раздайте в каждое немного документов. Чем тише по репутации заведение, тем нужнее им доки.

3. Неподходящим людям. Пусть в процессе регистрации игроков рядом с вами лежит кучка документов. Выдавайте их некоторым игрокам по принципу «вдруг захотелось».

4. Архивы учреждений. Ну тут все сказано, в общем. Если на игре работает какая-то контора, то начала она не вчера, а значит нужно им дать немного бумажек.

5. Отдать в частные руки. Вообще-то, сами по себе частные библиотеки и архивы довольно плохая штука. Чаще всего, отданные таким образом документы оседают у одного человека, и дальше никуда не идут. Но бывает так, что надо. И в первоисточнике указано, и по роли положено… В таком случае, если не уверены в целесообразности отдавания доков этому конкретному человеку, выдайте ему что-нибудь неважное. Будут и овцы сыты, и волки целы.

А еще потом вы можете продавать книги, незаметно подсовывать, случайно оставлять на столике кофейни, демонстративно выбрасывать на улицах… Самое главное, чего вам нужно добиться, чтобы любой желающий почитать без проблем нашел себе печтное/письменное слово.

Желаю творческих успехов.

Ванесса
5 апреля 2009 года

Комментарии

Халбарад аватар

Хорошая конструктивная статья.
Добавлю свой опыт по оформлению библиотек на лангедоках.

Требуется: книгохранилище среднего объема, где бы игроки смогли найти интересующую их информацию.
Решение:
Берем житейскую библиотеку на сотни две книг. Распечатываем нужные игровые документы и раскладываем листочки в книг по следующему принципу.
- в книгу на букву "А" информация про .... ну скажем вампиров.
- в книгу на букву "Д" что-нибудь про гномов
- а в книги на букву "Н" самые тайные зак линия самого чёрного мага
Документы лучше резать на две-три неравные части.

Особенность: Не нужно искать и создавать сложные трактаты. На их анализ на лангедоке всё-равно нет времени. Мастер просто берет части загрузов разных персонажей и сведения о мире. Тем актуальнее информация. Можно нарисовать карты островов сокровищ и свитки заклинания, тоже хорошо идут в качестве разменной монеты.

В за грузах даём игрокам знания по содержанию книг в библиотеке. Кому-то информация, что надо искать книги на букву "А", кому-то на букву "Б" и т.п.
Можно ввести пернсажа библиотекаря - это обеспечит завязку на него многих игроков.

Получаем ситуацию, когда игроки обмениваются знаниями по кодам поиска, сами ищут книги и внимательно подсматривают кто что ищет.
А самые хитрые, быстро берут то, что нужно и сразу уничтожают библиотеку (так у нас было на "Цвете Магии")

Ванесса аватар

А уничтожали как? Заявили пожар?

Халбарад аватар

Да, один маг пожелал, чтобы книги сгнили. И добавил магической энергии.
Я прикинул, как быстро это произойдет, написал записки "книги сгнили" и повесил на библиотеку.

Шухарт аватар

О, спасибо.
Очень хорошая идея, обязательно где-нибудь использую.
Можно даже на полевой игре, если под рукой окажется куча ненужных книг, например списанных из библиотеки...

Халбарад аватар

Не уверен, что разумно вести на полигоне сотни две книг...
Кстати, игровую библиотеку лучше сразу и гарантированно защитить от поджогов и магической атаки.
А то она долго не проживет.

Вова аватар

хочу большую библиотеку дома у себе!

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон