Театральная импровизация

Театральная импровизация не является клоном актёрского мастерства. Скорее, другим его полюсом (или даже антиподом). При этом классический набор техник развития актёрского мастерства (К. Станиславский, М. Чехов, З. Гиппиус и других) может быть использован в рамках курса по развитию мастерства импровизации но в другом ключе.

Импровизация - это не актерское мастерство, поскольку, импровизируя, вы не играете чужие роли. Но она близка актёрскому мастерству — поскольку вы учитесь создавать и играть свои собственные роли — разнообразите свой репертуар выразительности и само представления.

На традиционных актёрских курсах вас обучат тому как натурально напялить на себя роль (т. е. натурально внутренне пережить и в художественной форме выразить вовне переживания персонажа, придуманного когда-то великими драматургами), а на импровизации вас научат создавать ваших собственных персонажей, взятых из собственной памяти и воображения. Импровизируя, вы учитесь входить в поток собственного, вашего, уникального вдохновения, а в нем каждый из нас способен на великие прозрения.

На актёрских курсах вы будете мечтать о том, чтобы развить удивительную гибкость собственного самовыражения, а реально придется долгое время изучать заданную режиссером роль. В импровизации вам самим придется стать режиссером, сценаристом и актером и творить, творить, до бесконечности. Потому что нет готовых пьес, заданных кем-то. Необходимо будет развить собственный драйв до того момента, когда креатив будет нести вас самих, когда пьеса будет сочиняться вами и вашими партнерами в момент ее исполнения.

В актерском деле часто приходиться играть даже ту роль, которая не особо увлекает. В импровизации все наоборот — импровизация, как постоянное построение, продолжение цепочки творческих действий, требует от человека получения удовольствия от самого процесса. Потому что если человек не получает удовольствия от игры, то он плохо соображает, а значит и творит. Импровизация требует от вас удовольствия и креатива.

Актерское мастерство построено на сознательном управлении бессознательного творчества. Вжившись в роль необходимо вложить бессознательные переживания в логику пьесы, сценария. В импровизации же исполнение построено на постоянном развитии доверия собственному бессознательному. В импровизации, в принципе, все правила направлены как раз на то, чтобы стимулировать бесссознательное творчество себя и партнеров по игре. Именно поэтому, на мой взгляд, для импровизации необходимы не актеры а игроки.

Импровизация — у каждого своя. Идеальное состояние для импровизации — внешне-ориентированный транс - высокоэффективное состояние сознания. Игра в импровизацию построена на том, что каждый может войти в это состояние.

Группа игроков, одновременно играющие в этом состоянии создают гармоничный игровой импровизационный оркестр. Правила импровизации как раз и были сформулированы на основе исследований таких вот спонтанных и удачных групповых творческих процессов. Собственно, правила импровизации — стартовые правила входа в поток и удержания в нем.

Актёрское мастерство — это про загрузку чужой творческой матрицы в собственный мозг. Импровизация — про создании собственной творческой модели игры в самовыражение.

Актерское мастерство Импровизация
Актёры.Театр для других.Содержание внешнее. Актёры бывают ненатуральными.Вживание в извне заданную рольПодчинение внешней структуре события

Исполнение строится на сознательном контроле действий и чувств (необходимо постоянно удерживать во внимании образец)

Ресурсы берутся из сценария, и от режиссура.

Критерий качества работы — удержания заданной драматической структуры пьесы (внешняя референция).

Ориентация на результат.

Игра актеров — не игра в привычном смысле, а имитация игры.

Игроки.Театр для себя.Содержание внутреннее — мы играем свои пьесы. Импровизатор всегда играет себя разного, он должен быть не столько натуральным, сколько творческим.Работа в потоке творчестваПоток играет вами

Доверие бессознательному

Создание структуры и содержания события в момент его представления. Подражать некому.

Опора на память и воображение.

Финал истории неизвестен

Главный ресурсы игры — ваше творческое бессознательное и налаженная коммуникация с партнерами.

Вы сами создаете роли для себя — они ваши.

Критерий качества работы — гармоничное отношение с партнерами на площадке, поддержание индивидуальных потоков общим потоком и наоборот — совместное построение цепочки творческих действий.

Ориентация на разнообразия процесса.

Игра импровизатора — самовыражение и драйв.

Правила импровизации

По итогам ведения клуба и собственных исследований этой интереснейшей темы, собрал следующие правила импровизации. Многие взяты из американских учебников по Impov с моими адаптациями. В дальнейшем планирую оформить находки в небольшую книгу и провести skypecast.

Говори «ДА-И..»

Добавляй информацию и уточняй ее согласно базовым договоренностям. Если игроки хотят создать историю короткую или длинную, должны определиться с идеей основной ситуации: кто, где, как, по поводу чего. К ней добавляются детали.

После «И» добавляй новую информацию.

Импровизационная сценка не может развиваться без добавления новой информации. Поэтом смело добавляйте новую информацию после «ДА» и «ДА И».

Не блокируйте.

Говорить «ДА И» - можно. Отрицать, блокировать — запрещено. Высвобождайте творческий поток в себе и партнерах, а не блокируйте его.

Избегайте открытых, определяющих вопросов.

Формой блокирования является (в его скрытой форме) задавание вопросов. Вопросы заставляют наших партнеров заполнять информационные пробелы, ставить себя в ограниченные рамки или делать что-то похожее. Не задавая уточняющих вопросов избегаем сужения возможностей, выборов, деталей. Так играть безопаснее. Однако, на более продвинутых уровнях, вопросы могут использоваться для добавления информации или, чтобы дать партнеру информацию о направлении движения.

Фокусируйтесь на том, что происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.

Сцена живет жизнью людей на сцене — здесь и сейчас. Изменения, борьба, победа или поражение приключаются с героями на сцене. Фокусируйся том, что происходит прямо здесь и сейчас в данный момент в данном месте.

Определитесь с местом и временем

Хорошие сцены происходят где-то и когда-то. Они не происходят на пустом месте. Расположение может быть обозначено одним или двумя линиями без разрыва сцены. Можно расположить линии на полу. Разметить пространство.

Будь конкретными — задавай детали.

Детали, подробности являются кровью, которая дарит этюду жизнь, двигает ее вперед. Каждая деталь обеспечивает указание, намек на то, что является важным. Детали помогают раскрыть цели сценария и задают пространство раскрытия характеров персонажей.

Изменения, изменения, изменения.

Импровизация всегда строится на изменениях характеров. Характеры на сцене должны переживать опыт изменений (вызванных борьбой с препятствиями, ради достижения целей), тогда сцене будет интересной. Характерам необходимо отправляться в путешествия, быть измененными открытиями, опытами, непростыми выборами на пути, которые требует изменения их ценностей и убеждений. Изменения вызывают эмоциональные переживания характеров. Это интересно зрителям.

Для создания серьезных и эмоциональных сцен сосредоточься на личности характера и его отношениях.

Импровизация большой формы должна содержать в себе разнообразные сцены. Некоторые сцены будут эмоциональными, некоторые спокойными и напряженными, а некоторые должны быть смешными. Самый простой способ сделать сцену серьезной сосредоточиться на отношениях тех, кто находится на сцене (отношения между характерами).

Для создания юмористических сценок, создавайте ситуации бесконечных выборов (и их последствий) и делайте эти выборы и/или сосредотачивайтесь на действиях/целях, вводите маленьких персонажей.

Хорошая игровая форма — сбалансирована. Шекспир знал что слишком много главных персонажей с серьезными переживаниями утомляют публику; поэтому он всегда вводил в игру смешные сценки и маленькие персонажи — пьяный портье в Макбете.

Давай информацию партнерам.

Слишком часто люди, импровизируя, начинают говорить на свою любимую тему сами с собой и своим характером. В то время как гораздо продуктивнее было бы играть в команде. Давать партнерам слово и информацию, чтобы им было легче ориентироваться и подыгрывать друг другу.

Слушай партнера.

Слушай то, что говорит партнер и то, КАК он это говорит. Каждое слово, жест или пауза дает импульс истории и информацию. Слушание выводит нас за пределы собственного фокуса на себе и избавляет от тревожных мыслей о том, что говоирт дальше.

Отвечай партнеру

Ипровизация касается того, что происходит прямо сейчас — изменения происходят прямо сейчас. Нам необходимо РЕАГИРОВАТЬ на то, что сказано и не сказано, сделано и не сделано, решено и не решено нашими партнерами.

Любое событие является причиной для интересной реакции (он решил не звонить — значит он ее не любит… Как он мог!!!). Строить сцену нужно совместно и если мы не реагируем на действия партнера, не придаем им смысл, мы делаем их работу напрасной.

Замечай влияние твоего ответа

Дай своему партнеру шанс ответить на то, что ты сказал и сделал. Мы ожидаем ответов и реакций в реальной жизни. Мы должны делать то же самое, импровизируя.

Смотри на то, что стоит за словами

Слова в импровизации, как в жизни, это инструменты достижения целей. Цели героев сцены зачастую отличаются от того, что они говорят. Говорят одно, а хотят другого. Говорят одно, а намереваются сделать другое. При этом эти подспудные цели можно можно раскрыть, если отталкиваться от их действий.

Используй не только слова

Не ограничивай себя словами. Не реагируй только словами. Импровизация — это действия, физические действия. Определи того, что ты и твой партнер хочет достичь и используй свое тело и впридачу к ним разговорные навыки. Но помни, что общения — не только слова.

Принимай собственное молчание и самоосознание.

Нормально, если ты задумался. Нормально — молчать, если хочется. Разговор как и тишина — очень важные мгновения игры. Будь смелым реагировать на действия партнеров без слов. Будь так, как тебе комфортно и интересно — не всегда это означает развлекать и удовлетворять публику.

Действуй, но не фокусируй диалог на том, что ты делаешь.

Сцены развиваются вокруг конфликтов и отношений. Причем, интересно зрителю, да и нам самим не то ЧТО мы делаем, но то КАК мы изменяем ситуацию, отношенияЖ себя, других. Фокусируя диалог на действиях и вещах, мы избегаем взаимодействия с партнером.

Раньше хуже, чем позже. Сделай это сейчас. Когда возможность сделать что-то появилась — сделай это! Не говори об этом — сделай это!

Не говори об этом, не веди к этому, не откладывай это — Сделай это.

Играй, веселись, расслабляйся.

Импровизация должна быть спешной. Аудитория любит тех, кто веселится и получает удовольствие от того, что делает. Забывая про страх, мы больше концентрируемся на интересном процессе, становимся свободнее и интереснее.

Добавляй: тайны, секреты, загадки, интриги, новизну, контраст.

Это ключевые секреты драматургии.

Используйте структуру Действие - Оценка - Действие.

Игры для развития мастерства импровизации

- В игровой импровизации (часто это называют “социодрамой”) каждый может переиграть различные социальные ситуации, в результате чего обретет лучшее их понимания и более эффективное состояние для действия в них.
- Это отличный способу удовлетворить потребность человека в самовыражении и сорвать аплодисменты.
- Импровизация - это тот же поток или состояине высокой продуктивности, о котором так много пишет Алексей Каптерев.
- Это лучший тренажер коммуникации (продажи, самопрезентация, убеждение, переговоры), ведь темой для импровизации может стать любая из этих сфер. Сыграем сценку о продажах? Сыграем. Импровизация создают игровую обучающую площадку - а игра лучшая ситуация для обучения.

Мгновенный монолог. Игра для развития скорости мышления и вербализации.Игроки формируют линию. Тренер дает первому игроку тему, которой может быть любое слово или фраза. Этот игрок должен мгновенно начать монолог на эту тему и должен говорить до тех пор, пока тренер не укажет следующего игрока в линии. Темы могут быть абсолютно разными — от сурсиков, до «футбол в жизни собак», «важность глаголов в личной жизни». Список тем лучше составить заранее.

Бомбардировка вопросами. Разогрев и развитие скорости мышления. Один игрок в центре круга — его бомбардируют вопросами. Его задача повернуться к каждому и дать ответ. Появятся очень интересные ответы.

Три линии. Эта игра — основа для любой сценической работы. Ее цель научиться ПОКАЗЫВАТЬ, а не рассказывать, СОГЛАСИЕ, НЕ ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ, ЭКОНОМИЮ УСИЛИЙ. Цель игры — создать в трёх линиях, в три шага интересное начало сцены. Два игроки располагают тремя линиями (шагами) для того, чтобы создать (и показать аудитории) КТО они есть, ГДЕ они, ЧТО они делают, ПОЧЕМУ и КОГДА они это делают. Игроки не договариваются об этих вещах до начала игры. Линия — означает прерванное действие или монолог персонажа. Линия может состоять из нескольких фраз. Желательно ДЕЛАТЬ 5 секунд паузы между линиями для «подумать». Чтобы было Согласие, каждая фраза начинается с «ДА, И….».

Сцена для двоих. Все сцены основаны на работе двух персонажей. Подобная сцена может основываться на отношениях, ситуации, месте, событии, слове или названии — на чем угодно, в принципе.

Вертящиеся двери. Цель этой игры учиться принимать любые события от партнера и пространства для развития игры, а также для развития качеств персонажей игры. Два игрока. Один игрок сидит, а другой входит через вертящиеся двери. Сидящий игрок — секретарь или охранник, входящий — хочет увидеть его босса (этого охранника или секретаря). Цель сидящего игрока этого не допустить. Что делает игру интересной — то, что сидящий игрок должен принимать те события, которые дает ему входящий и усиливать их (помните структуру ДОД?), а также усиливать доминантную характеристику входящего персонажа (хоть усиливать, передразнивать его действия, слова, интонации, поступки). Входящий игрок занимается тем же — усиливает. Когда входящий игрок все-таки вынужден уйти, он выходит, и снова входит через крутящуюся дверь — он может играть того же персонажа или другого — столько раз, сколько хочется.

Изменения. Эта игра хороша для развития быстрого мышления и речи (вербализации). Любое число игроков начинают сцену. В любой точке ее развития кто-то из аудитории (зрители, тренер) может сказать слово «изменись». Когда это слово произнесено, игрок, который говорил последним, должен вернуться на шаг назад (на одну линию, если совместить с игрой «Три линии») и изменить свои слова или действия на другие. Это может быть просто изменение слова, но тренер или аудитория могут сколько угодно раз повторять слово «изменись». Это отличная обучаящая игра для того, чтобы избавитсья от таких ошибок игроков в импровизацию, как: отрицание, задавание вопросов, делание плохих выборов. Эта игра может использоваться с любыми другими играми.

Макс Кузьменко

Ссылка на источник

Комментарии

DrAcula аватар

Можно иногда собираться, и развлекаться так :)
Мне нравиццо.

                                    Рассылка Ролевой курьер       Фестиваль Челкон